75 — летию Победы посвящается – школа №7 г. Вологды

«Поисковая работа нужна в первую очередь нам, чтобы помнить благодаря кому мы живём на свете…»
Искать – значит помнить.

После окончания войны, когда налаживалась мирная жизнь, ветераны-фронтовики, устроившиеся на работу в образовательные учреждения, в военкоматы, привлекали молодёжь к участию в мероприятиях по поиску, перезахоронению и установлению личности павших воинов, проводя тем самым работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Разные по возрасту, социальному статусу, профессии, но объединенные одной целью – они день за днем, по крупицам, под палящим солнцем или в проливной дождь, по пояс в болоте или в снежном плену – отвоевывают неизвестных солдат Великой войны. Эти люди – поисковики.

Поисковое движение − это деятельность как целых организаций, так и отдельных энтузиастов. Она направлена на поиск пропавших без вести солдат и их последующую идентификацию на основе смертных медальонов и архивных документов.

Таким энтузиастом в нашей школе является преподаватель истории и обществознания Голодов Иван Николаевич. Вот что рассказывает сам педагог: «Военной археологией я занимался с первого курса университета и к моменту его окончания не представлял жизни без поездок в лес. В 2014 году вернулся с очередной Вахты Памяти с четким осознанием: нужно создать в школе поисковый отряд и обязательно ехать летом в экспедицию. Оформили документы, собрали вещи, нашел заинтересованных восьмиклассников и в августе 2014 года мы уже поднимали солдат в новгородских лесах Мясного Бора вместе с тюменскими единомышленниками.

Станция Мясной Бор. Теперь здесь только одна платформа. Именно в этих местах выходила из окружения 2 Ударная Армия Волховского фронта. Коридор для отступления героически держали бойцы-вологжане 111 СД. Именно за этот подвиг она получила звание Гвардейской и была переименована в 24 СД.
Нас встретили новгородские поисковики. Мы прыгнули на гусеничный тягач (дорог в этих местах нет) и отправились в лагерь к тюменцам, с которыми нам предстояло трудиться две недели. Остановились у знака в лесу. На шпале изможденные окружением красноармейцы (один из них вологжанин) гильзами выложили надпись: «Мы победим!». Рассказал ребятам об этом. Сделали фотографию. Именно в тот моменти возник школьный поисковый отряд. Никита Шулепин, Егор Ананьин, Максим Трошичев — эти ребята стали первыми его членами.

Ехать в следующую экспедицию желающих заметно прибавилось. Мы выиграли грант, закупили снаряжение, билеты. Весной 2015 на Вахту Памяти в составе «Вологодского поискового отряда» отправилось уже 12 ребят из школы №7. Потом были десятки экспедиций, открытий, патриотических конкурсов и мероприятий, создание школьного музея, оцифровка архивных документов 24 дивизии…
Мы решили поинтересоваться у ребят, что их побудило ехать в военный лес, каковы их впечатления о первой экспедиции, что больше всего запомнилось, нужна ли поисковая деятельность и для чего, что дал им Поиск.

Кто-то из них съездил в десяток экспедиций, имеет солидный опыт военной археологии. Некоторые уже закончили школу, получают специальность. Другие несут службу в рядах вооруженных сил РФ. Есть и такие, кто демобилизовался и работает. Всех их объединяет одно — желание искать, поднимать из неизвестности пропавших без вести героев, находить их родственников. И так, слово ребятам.

Роман Нгуен, выпускник школы №7, студент медицинского колледжа.

«Предложение о поездке в экспедицию было случайным: оказался в нужный момент в нужное время, так сказать. А именно в кабинете истории, когда учитель беседовал с одним из учеников об участии в поисковой экспедиции. Последовал вопрос: «Едешь?»- Еду!» Уже потом, уточнив все детали, понял серьезность поездки.

В первую экспедицию поехал в апреле 2015 года в Новгородскую область, д. Мясной бор. Тут уже окончательно и осознал всю ответственность поисковой работы. И надо сказать, меня очень сильно заинтересовал неизвестный род деятельности. Хотелось узнать что-то новое, не изведанное мной ранее.В этом помог мне дружный коллектив Вологодского поискового отряда.

Что запомнилось больше всего? Очень трудно ответить на этот вопрос .Запомнилось все. Поразило большое количество незахороненных солдат, которые лежат по всему лесу. Было очень много вопросов: «Почему же их не забрали после боя?» «Почему поисковые работы активно не велись после войны и послевоенного времени?» «Почему в таких количествах?» Со временем ответы нашлись сами.

Для чего нужна поисковая работа? Можно перечислять многое. Наверное, каждый сам для себя должен это определить.

Что дало мне участие в поисковом отряде? В первую очередь, я открыл для себя много нового и неизведанного, того, что меня заинтересовало, того, чем я хотел бы заниматься. Также это позволило мне прикоснуться к истории нашей страны своими руками. Появились новые друзья и знакомые как с наших регионов, так и из других областей, городов. Мы постоянно связываемся, общаемся с ними.»

От себя добавлю, что Роман способен с невозмутимым видом трудиться, искать, работать на раскопе в любую погоду. Он не успокоится, пока не найдет и не поднимет солдата до последней косточки .
Шулепин Никита, выпускник школы №7, студент.

«Поехал, потому что было интересно. Хотелось узнать что-то новое и попробовать для себя то, чего никогда раньше не испытывал. Проверить себя хотел. Впечатлений масса была в экспедиции. Словами очень трудно передать масштаб трагедии, увиденной в лесу. Навсегда запомнил поднятый мной, первый медальон в районе Ржева, и его удалось прочесть. Он принадлежал красноармейцу Александру Погребняку. Были найдены его родственники. Внук героя приехал к нам в лес и забрал на родину останки прадеда.
И, конечно, слаженный коллектив и работа. Ещё очень много артефактов, железа, этакой «памяти» о ВОВ, которая осталась в лесах.
Мы поиском занимаемся для сохранения памяти о подвиге тех, кто не пожалел своей жизни для нашей; для возвращения домой солдат, которые погибли на полях сражений. Экспедиции научили меня многому, подарили огромное количество новых знакомств. Участие в отряде и в поисковых экспедициях научили выходить из зоны комфорта; замечать красоту природы, испытывать особые чувства в послевоенном лесу.»

Никита — первый участник школьного поискового отряда, который до сих пор ездит в экспедиции.

Померанцев Владимир, ученик 9 класса школы №7.

«Хотел узнать что-то про своего прадеда и увидеть своими глазами процесс поднятия солдат. Я был одновременно потрясен и восхищён поездкой на Вахту Памяти. Больше всего запомнилось, как в конце первой моей экспедиции у солдата Погребняка нашли родственников. И была трогательная речь на построении, звучали стихи, а потом гроб с останками бойца-героя был передан родственникам.
Поисковая работа нужна прежде всего для осознания всех масштабов войны и установления имен бойцов, а также передачи останков солдат родственникам. В поисковом отряде я научился работать со щупом, определять по звуку, что лежит под землей. Также я научился очень аккуратно снимать слои земли, чтобы не испортить останки. Существенным считаю и тот момент, что именно в отряде я научился делать все сообща, работать в команде.»

Ефимовцев Дмитрий, выпускник школы №7, сотрудник МЧС.

«Предложение съездить в поисковую экспедицию поступило от классного руководителя. Поскольку тема Великой Отечественной войны лично для меня интересна, а поисковая экспедиция напрямую связана с этим временем, то отказаться от такого предложения было трудно.
Первая экспедиция лично у меня состоялась в апреле-мае 2017го года, под д. Кокошкино Тверской области Ржевского района. Все оказалось для меня незнакомо: новые люди, новый род занятий, непривычные условия жизни-в лесу. Появились новые представления о войне в целом, не такие, которые крутят по телевидению или про которые говорят на радио и пишут в книгах. Здесь, находясь на местах боёв, отчетливо представляешь себе всю картину трагичности, но в тоже время мужество, смелость и отвагу воинов Красной армии.
Больше всего запомнилось время, когда побывал на месте падения самолёта: как впервые зашёл в лес и почувствовал запах авиационного топлива, а после увидел и само место подъёма самолета в густом, высоком и темном сосновом бору. Очень атмосферно. Повсюду лежали обломки самолёта. Они были собраны в аккуратные кучки вокруг большой глубокой ямы, которую пришлось выкопать поисковикам для того, чтобы достать
самолет и пилота. Это был почти мой ровесник. Его звали Зеленский Алексей Алексеевич, 1922 года рождения.
Поисковая работа нужна не только для того, чтобы воспитывать в людях чувство патриотизма и гордости за свой народ, но и для того, чтобы мы никогда не забывали своих героев, чтобы знали, что каждый прожитый день на войне являлся маленькой победой для каждого русского солдата, чтобы помнили о том, что кто-то до сих пор так и не дождался с войны отцов, дедов, прадедов.
Участие в работе поискового отряда дало мне полное представление о происходящих событиях в годы ВОВ. Представилась возможность лично пройти по местам давних боёв и увидеть все своими глазами.»

По правде говоря, я долго не решался взять в экспедицию этого ученика в силу особенностей его поведения. Но взяв, не пожалел. Это тот случай, когда происходит становление личности, превращение подростка-разгильдяя в мужчину.

Барский Павел, выпускник школы №7, курсант Ростовского мореходного училища

«Что побудило меня ехать в военный лес? На этот вопрос не знаю даже, что и ответить. Наверное, потому, что вовремя зашёл в 26 кабинет. Ну, а так как мне всегда нравилась история войн и хотелось как-то окунуться в атмосферу далекого прошлого, в полной мере прочувствовать, какой подвиг совершили наши деды, решение ехать пришло в голову само собой.
Наверное, самые яркие впечатления о первой экспедиции — это дремучий и болотистый лес Мясного бора. Конечно же, возникло желание сделать что-то не только ради денег и коммерции, а для души и в память о ненапрасной гибели наших предков. Впервые увиденный боевой лес, ржавое оружие, боеприпасы навсегда остались в моей памяти
Из всех экспедиций мне больше всего запомнилась станция Погостье: те самые ужасные воронки, в которых до сих пор лежат погибшие солдаты; а еще возможность ехать на раскоп в электричке, слушать рассказы друзей о событиях тех лет, а потом просто читать о битве за Ленинград в исторических книгах, думать о тех местах и вспоминать, где мы искали и как работали. Ведь там, где мы были, погибали тысячи солдат. По-моему, поисковая работа нужна, в первую очередь нам, молодым,чтобы помнить, благодаря какому подвигу мы живём на свете.
Участие в жизни поискового отряда изменило мой характер, взгляды на жизнь .Пришло осознание того, что понимание и взаимовыручка окружающих важнее всего. А ещё моё большое желание поехать в весеннюю экспедицию заставило меня лучше учиться, и в результате я поступил учиться на ту специальность, о которой мечтал, стал морским корабельным штурманом.»

Павел как раз тот человек, который всегда просится в разведку новых мест сражений и не страшится преодолевать пятнадцатикилометровые броски по пересеченной местности.

Мы познакомились с мнением нескольких ребят-поисковиков. К сожалению, данный формат не позволяет поделится воспоминаниями всех участников экспедиций, которых хватило бы на добротную книгу. Ясно одно: за плечами ребят огромные версты Ленинградских, Новгородских, Ржевских, Карельских лесов и полей, кубометры тщательно перебранной горелой военной земли, тонны вычерпанной студеной воды из раскопа, десятки поднятых и погребенных с воинскими почестями солдат. Они знают свое дело и уже могут обучать новичков. Смущаясь, они скромно говорят о своей деятельности, которой продолжают заниматься и после окончания школы; ездят в составе Вологодского поискового отряда в новые экспедиции.

Даже сейчас эти мальчишки, привыкшие в середине апреля отправляться в лес, недоуменно смотрят на свои рюкзаки и лопаты, проклинают вирус и карантин, из-за которых не могут поехать в экспедицию. Знаю точно: как только власти дадут разрешение на проведение межрегиональных мероприятий, эти парни отложат свои дела и непременно устремятся искать своих без вести павших предков.»

Вновь уходят в леса и болота
Те, в ком совесть и память жива.
И копают в окопе разбитом,
Возвращая бойцам имена:
Ведь пока есть солдат позабытый,
Не окончена будет война.
(Владимир Тыдман)