75 — летию Победы посвящается – школа №11 г. Вологды

Шли тяжелые военные годы, а жизнь продолжалась. В 1944 году на пост директора школы была назначена Молчанова Галина Павловна.

Из архивного отчета Гороно:

«Также, как и в прошлые годы, школы вели большую общественную работу, главным образом, по линии помощи фронту. Учащиеся и учителя собирали подарки бойцам на фронт и в госпитали посылали художественную литературу. Ходили с лекциями, докладами, читками и художественными выступлениями в подшефные госпитали. Работали в школах тимуровские команды».

Из отчета Гороно за 1944 -1945 год

«Значительно улучшилась работа пионерской дружины школы. В школе №11 штаб пионерской дружины издал приказ о путешествии каждого отряда по Советскому Союзу. Были определены маршруты и сроки путешествий, например: 5-е классы — по городам-героям Отечественной войны; 6-а – по Волге; 6б – по Вологде; 6б – по Сибири; 7а – по Кавказу; 7б – по морям Северного Ледовитого океана. Сначала ученики неясно представляли, как они будут путешествовать по Советскому Союзу, не выходя за пределы своего города. Директором школы и учителями была проведена предварительная работа. Пионеры провели большую подготовку к этой работе: подбор литературы, картин; подготовка докладов, монтажей; разучивание стихотворений, отрывков из художественной литературы; подготовка экскурсовода.
К 5 января учащиеся 7 класса, под руководством классного руководителя Синициной – подготовили 15 докладов по маршруту своего путешествия – «По морям Северного Ледовитого океана». 5 докладов были заслушаны на пионерских отрядах. Эти доклады расширяют и углубляют знания учащихся по курсу географии 7 класса.

Из записок библиотекаря Тамары Петровны Водолазовой

«1 сентября 1944 года с улицы Подлесной в школу шла маленькая девочка с папочкой из маскировочной бумаги защитного цвета. В ней хранились карандаш, сшитые листочки от сестрёнкиных тетрадок и букварик. Девочка шла одна, без мамы, нарядно одетая. На ней было платьице в яркую клетку, а в волосах, подстриженных «под полечку», пышный розовый бант из ленты довоенного детства. Девочка была отмечена вниманием учителей и других взрослых. Мария Александровна Страхович, первая учительница, была строгой, но доброй наставницей, терпеливо учила писать каллиграфическим почерком правой рукой. При этом добавляла с досадой: «Хоть у девочки полон дом учёных, а научить её некому». Тома соглашалась с ней: ведь в школе было тепло, а дома — нетопленая квартира. Тома – это я. В третьем классе Марию Александровну сменила молодая учительница, выпускница педагогического училища, Ольга Ивановна Марфина. Мы любили её так, как будто жили одним дыханием. В пятом классе мы в чём-то коллективно провинились. Пришла к нам в класс директор Т. Ф. Медведева и говорит: «Вы знаете, девочки, ваша учительница вернула мне свою похвальную грамоту». Как мы все это переживали! И вину за свой поступок долго помнили. Класс наш был «А», значит, отличным. Таким и остался».
Уже тогда отмечали профессионализм некоторых учителей школы, так в отчете Гороно характеризуется учитель 11 школы – Москвина.

Елена Федоровна Воробьева, учитель истории школы №11.

Воробьева Е.Ф. работала в школе гораздо позднее, но вспоминая военные годы, нельзя не вспомнить про этого человека.
Елена Федоровна родилась в 1922 году в Петрозаводске, в 1937 году семья переехала в Вологду. После окончания 9-го класса ее направили в Учительский институт на исторический факультет — время было такое — учителей не хватало, и обучение тогда длилось всего два года. Окончила исторический факультет Вологодского педагогического института и получила диплом учительница Елена Федоровна в июне 1941 года. Сразу была направлена на работу в Верховажье. И было ей 18 лет.

«В первый самый тяжелый год войны я оказалась одна, без родителей, в чужом месте», — вспоминает Елена Федоровна.

«Пришлось вести не только историю, но и географию, и немецкий. После уроков до 15 октября мы с детьми работали в поле. Убирали лен, руками выдирали картофель из-под снега… Он в тот год выпал очень рано… Местные коллеги пытались подкормить худенькую учительницу — кто приносил молоко, кто — пару картофелин. Морально поддерживал и райком комсомола, где учителя со старшеклассниками собирались для изучения военного дела — мы готовились в армию, на фронт…»

В июне 1942 года Елену перевели в Вологду, где она закончила курсы медсестер и была демобилизована на фронт — семестровой. Но до линии фронта она не доехала — а была направлена в эвакогоспиталь №1369, переведенный из Гатчины в Сокол. В госпитале работали врачи-ленинградцы, от которых молоденькие медсестры узнавали впервые правду об ужасах блокады. В госпиталь поступали раненые с Ленинградского и Волховского фронтов.
Помимо основной работы в палатах девушки разгружали вагоны с ранеными — по очереди. Составы поездов прибывали раз в 2-3 дня. От поезда на носилках переносили раненых в госпиталь. Разгрузка проходила чаще всего по ночам. Потом снимали с бойцов грязное, окровавленное и завшивевшие обмундирование, мыли в душевых. Потом их осматривали врачи, и тяжелораненых тут же отправляли в операционный вагон. Врачам и сестрам после прибытия поездов приходилось работать без отдыха по двое суток — бойцы почти всегда прибывали с необработанными, открытыми ранами.
— Но и в этих нечеловеческих условиях мы успевали и попеть, и станцевать — выступали перед ранеными, — вспоминает Воробьева.- В 1942 году появились песни, которые и сейчас очень популярны и любимы: «Прощай, любимый город!», «Синий платочек». В августе 1943 года госпиталь перестал быть военным, и сотрудников с педобразованием демобилизовали. А в школах не хватало учителей, и я вновь вернулась к мирной работе — пошла работать в 26 школу (тогда — вторая мужская) и выступала на концертах перед раненными.

В 1944 году вступила в КПСС. Трудные годы сказались и на детях: зачастую голодные, они с нетерпением ждали затравка — сухого кусочка хлеба. Позже мы стали печь для них пончики. Это стало просто праздником в те голодные годы! Учителя сами приносили в класс подносы с едой, и дети ели прямо за партами. Часто вместо электричества были керосиновые лампы. О полученных похоронках на отцов в классе узнавали сразу же. Проявляли сочувствие. Один мальчик не стесняясь, тихо плакал весь день на уроках, мы ему разрешили на следующий день в школу не приходить.

В 1954 году Воробьева пришла в школу №11. Впервые стала преподавать историю в 9-10-х классах. Была организатором воспитательной работы, избиралась секретарем партийной организации школы. Находясь на пенсии, вела общественную работу.
— Всегда любила школу, — говорила Елена Федоровна. — Не мыслю своей жизни без того, чему отдано более сорока лет жизни. Не помню ссор, негатива.

Елена Федоровна имеет множество наград: Медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», знак «Победитель соцсоревнования», «К 100-летию В.И. Ленина», «Ветерана труда», юбилейные медали к 30-летию, 40-летию, 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, десятки благодарностей и грамот.
Совсем немного не дожила Елена Федоровна до 75 годовщины Победы в Великой Отечественной войне.