Выездной семинар учителей истории и обществознания в Санкт-Петербурге

 

16 – 17 декабря в соответствии с планом работы МБУ ДО «Информационно-методический центр» в г. Санкт – Петербург состоялся выездной семинар «Совершенствование профессиональных компетенций учителей истории и обществознания. Актуальные проблемы преподавания истории в контексте ФГОС и  Историко-культурного стандарта». Участниками семинара были 16 учителей истории и обществознания г. Вологды из школ № 1, 6, 7, 9, 11, 13, 26, 28, 36, 37, 39, 41, гимназии № 2. Семинар проходил  на базе кафедры социально-педагогического образования ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования». 

Участников семинара приветствовала Барыкина Инна Евгеньевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социального образования СПбАППО. Выступление Инны Евгеньевны было посвящено важнейшей  проблеме, которая  волнует педагогическое сообщество на протяжении почти ста пятидесяти лет. Это проблема  определения целей и задач школьного образования. Знать или уметь? Что является наиболее важным? Для учителей истории актуальным является вопрос: для чего нужно изучать историю? 

Начиная с середины XIX в. и до настоящего времени, реформы в сфере просвещения следуют одна за другой. Среди учебных предметов, находящихся под пристальным вниманием власти и общества, на первом месте стоит история. Такой интерес объясняется воспитательным и образовательным потенциалом этого предмета. Какой должна быть российская школа? Этот актуальный вопрос был проблемным на уроке, посвященном реформам образования второй половины XIX века, который  представила  в качестве примера Инна Евгеньевна. Опытный педагог и методист – практик, она показала, как на уроке истории сформировать у школьников представление об особенностях внутренней политики Российской империи второй половины XIX в., не перегружая урок историческими фактами и не забывая о необходимости формировать универсальные учебные действия.

Примеры уроков «Погружения в историю»  дали участникам семинара информацию к размышлению, что является  главным: знать или уметь? 

Выступление кандидата исторических наук, доцента кафедры социального образования СПбАППО Битюкова Константина Олеговича было также посвящено конструированию уроков истории в рамках  по ФГОС и ИКС.       

В настоящее время основные методические приемы преподавания истории задают образовательные стандарты, нацеливая деятельность педагога на достижение предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. А содержание школьного исторического образования определяет историко-культурный стандарт, являющийся составной частью концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Константин Олегович на примерах уроков истории представил  технологии передачи ценностных компонентов урока с помощью правильно заданных вопросов.  На примере урока «Культура средневекового мира 12-15 веков. Наука, образование, литература»  было показано, как сформировать метапредметные образовательные результаты, конструируя урок в рамках ФГОС.  

В завершение теоретической части семинара с приветственным словом  выступила зав. кафедрой социального образования СПбАППО,  доктор педагогических наук  Журавлева Ольга Николаевна. Школьное историческое образование: проблемы и перспективы – такова была тема её выступления. Ольга Николаевна  выразила надежду на дальнейшее сотрудничество учителей истории г. Вологды и  Санкт – Петербурга.

Площадкой для проведения практической части семинара были улицы города. Барыкина Инна Евгеньевна провела занятие, в ходе которого представила методические приемы проведения «образовательного путешествия». Данная методика на протяжении  нескольких лет применяется при проведении олимпиады «Петербургский марафон». Педагоги совершили образовательное путешествие по центральной части Санкт-Петербурга по Литейному проспекту от Спасо-Преображенского собора до  Михайловского  замка, отвечая на вопросы, устанавливая связи между памятниками архитектуры и историческими событиями. 

В тот же день учителя посетили Санкт-Петербургское Суворовское военное училище МО РФ. Оно расположено на территории Воронцовского дворца, построенного  архитектором Бартоломео Растрелли для канцлера Российской империи графа Михаила Илларионовича Воронцова. Александр Васильевич Суворов был большим личным другом канцлера и частенько бывал во дворце, поэтому училище, размещенное здесь много лет спустя, по праву носит его славное имя. В разные годы в нём размещались: ведомство иностранной коллегии для канцлеров; Пажеский Его Императорского Величества Корпус — привилегированное военно-учебное заведение. Учителя истории  с огромным интересом осмотрели Мальтийскую Капеллу, построенную Джакомо Кваренги и Домовую православную церковь св. Иоанна Предтече. Педагоги познакомились с особенностями образовательного учреждения в наши дни, посмотрели, как живут и учатся суворовцы.

Второй день семинара был не менее насыщенным. Учителям истории  важно оказаться в тех местах, о которых они рассказывают на уроках.  В ходе образовательной экскурсии педагоги побывали в  Петергофе, где посмотрели дворец Коттедж. История этого дворца связана  с жизнью царской семьи Николая I и его жены Александры Федоровны. В ходе трассовой экскурсии по южному берегу Финского залива  учителя побывали в  Ораниенбауме, увидели знаменитый Меншиковский дворец, услышали историю строительства защитных сооружений г. Санкт-Петербург, а также были поражены мощью и красотой Морского собора в  Кронштадте.  Опытный экскурсовод Смирнова Ирина Семеновна показала учителям буддийский храм Дацан и мусульманскую мечеть, рассказала об особенностях храмов разных концессий, расположенных в городе. Познавательной была экскурсия на киностудию «Ленфильм», где учителя увидели ретро-автомобили, снимавшиеся в различных фильмах, костюмы знаменитых актеров  и интерьер для съемок.

На уникальной выставке исторической литературы, которая как раз работала в одном из павильонов «Ленфильма», учителя познакомились с новинками, приобрели некоторые книги. 

Не менее увлекательной была экскурсия в Шереметьевский дворец, расположенный на Фонтанке, где педагоги услышали историю рода Шереметьевых, посмотрели залы дворца. Не оставила равнодушными, поразила, вызвала споры   выставка современного искусства «Объятия», расположенная в отдельных залах дворца. 

Огни ночного Петербурга по дороге на Ладожский вокзал добавили ярких впечатлений. Семинар оказался полезным в плане совершенствование профессиональных компетенций учителей истории и обществознания и вызвал множество положительных эмоций.