Итоги работы секций в рамках открытого педагогического совета

28 августа 2012 года на базе МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников города Вологды» в рамках августовского открытого педагогического совета «Основные приоритеты развития муниципальной системы образования в условиях модернизации» состоялось заседание секции заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.

В переходный период введения ФГОС ОООО появилась необходимость рассмотрения последовательной системы управленческих действий по сопровождению перехода на стандарты второго поколения  в образовательных учреждениях. Отдельный и важный вопрос введения ФГОС – проектирование образовательной программы школы. Уже в самое ближайшее время в этот процесс будут вовлечены педагоги и управленческий персонал основной и старшей школы. Поэтому для представителей администрации ОУ выступил на секции Соломатин Александр Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель методической службы издательства «Академкнига/Учебник» (г. Москва) с темой «Технология проектирования основной образовательной программы учреждения при введении новых стандартов основного общего образования».  42 заместителя директора по УВР  познакомились с алгоритмом проектирования образовательной программы и требованиями к содержанию её разделов.

В этот же день  в МОУ «ЦПК» 57 учителей истории и обществознания приняли участие в работе  методического объединения по теме «Требования ФГОС основного общего образования и методические подходы к планированию занятия». Занятие проводил Иоффе Андрей Наумович, доцент кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права ФГАОУ  АПКиППРО г. Москва.

В теоретической части выступления были освещены вопросы требований к методике преподавания истории  и обществознания с введением ФГОС ОО, была представлена информация о  Всероссийской акции «Я — гражданин России» и международный проект «Демократия в школе». В ходе практического занятия по группам учителя подготовили модель урока по истории России XVIII века с учетом требований ФГОС ООО.

В результате занятия педагоги научились   отличать цель, задачи и ожидаемые результаты занятия;  планировать собственное занятие с учетом инвариантных и вариативных требований к его структуре.

На базе образовательных учреждений 29 августа 2012 года состоялись методические объединения учителей иностранного языка, математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, русского языка и литературы, музыки, изобразительного искусства, технического и обслуживающего труда и физической культуры. Целью работы объединений было создание комплексного проекта введения ФГОС основного общего образования в образовательном учреждении.

Работа методического объединения состояла из 2 частей — теоретической и практической. Теоретическая часть была представлена выступлениями методистов по теме «Преемственность федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования». Заместители директоров по учебно-воспитательной работе и руководители  школьных методических объединений учителей  начальной школы выступили по проблеме «Первые шаги реализации ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении».
Поскольку в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности, то вторая часть заседания была организована в групповой форме по проектированию единичных проектов «Информационно-методическое сопровождение введения ФГОС ООО в образовательном учреждении», «Разработка рабочих учебных программ по предметам». В ходе работы учителя познакомились с алгоритмом создания  единичного проекта, что поможет им  спланировать  работу школьного методического объединения по введению ФГОС ООО.

В работе городских методических объединений приняли участие более 400 педагогов (учителей иностранного языка – 54, математики, физики, информатики – 53, химии, биологии, географии – 52, русского языка и литературы – 45, музыки — 34, изобразительного искусства, технического и обслуживающего труда — 60 , физической культуры – 55, истории и обществознания — 57 ).

По итогам работы городских методических объединений для учителей основной школы были поставлены следующие задачи на новый учебный год:

1.Познакомиться с основными нормативными документами федерального, регионального, муниципального уровня (ФГОС ООО, структура ООП, план-график введения ФГОС ООО на региональном (приказ № 808 от 30 мая 2011г.) и муниципальном уровнях (приказ УО №111 от 17 июня 2011).

2. Изучить опыт реализации ФГОС начальной школы в части содержания, образовательных технологий, методов и приёмов формирования УУД, оценки образовательных результатов, принципов и подходов организации образовательного процесса.

3. Проанализировать  материально-техническую, учебно-методическую и информационную  базу кабинета  ОУ с целью определения её соответствия  ФГОС ООО и определения необходимых потребностей (приказ  Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»; от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»).

Во второй день педагогического совета в стенах ЦПК состоялась также  секция учителей начальных классов объединила 74 педагога, в число которых вошли   руководители школьных методических объединений, учителя начальных классов и воспитатели детских домов, интересующиеся обсуждаемой проблемой.  Неслучайно выбрана тематика работы «Реализация требований ФГОС НОО в части организации контрольно-оценочной деятельности». На сегодняшний день вопрос, касающийся того, что оценивать, как оценивать и с помощью какого инструментария, является  самым актуальным в начальном образовании.

В теоретической части секции приглашенные педагоги дошкольного образования Скородумова А.М. и  Комина Н.Н. раскрыли тему методического сопровождения реализации Федеральных государственных требований,  обозначили характеристики выпускника дошкольного образовательного учреждения и подчеркнули значимость преемственности между дошкольным и начальным образованием. Учителям начальной школы стало ясно, чем сегодня живет детский сад и какой первоклассник к ним приходит, а это снимает массу вопросов, касающихся организации контроля и оценки,  в частотности в первом классе.

Методистом по начальному образованию Чудовой О.В. были сформулированы основные подходы к контролю и оценке в современной начальной школе, представлены результаты муниципальных мониторингов учебных достижений обучающихся 1 и 4 классов, в совместной деятельности со слушателями обозначены выводы и рекомендации по результатам мониторингов.   В своих выступлениях учителя Шихова О.В. и Мухина Е.А.  представили систему оценки в учебно-методическом комплекте Школа 2100 и пути эффективного ее использования. С итогами апробации контрольно-измерительных материалов для 4 класса  познакомила участников секции Трапезникова Н.Л.  Выступления обозначили насущные проблемы в организации контрольно-оценочной деятельности и пути их решения, носили практико-ориентированный характер и получили положительные отзывы слушателей.

Практическая часть была посвящена разработке контрольно-измерительных материалов для оценки метапредметных результатов. Слушатели, разбившись на группы, продумывали задания для диагностической работы по группам универсальных учебных  действий. Итогом работы стал проект диагностической работы на основе текста.

На секции слушатели имели возможность познакомиться и приобрести печатную и электронную продукцию МОУ ЦПК по проблематике работы секции.

Решения работы секции:
    Организация совместных методических мероприятий с дошкольными образовательными учреждениями;
    Обобщение  и публикация передового педагогического опыта по организации контроля и оценки в современной начальной школе;
    Участие в мониторингах образовательных достижений с целью отслеживания результативности реализации ООП НОО;
    Включение в муниципальные мониторинги  новых форм контрольно-измерительных материалов;
  Изучение результатов муниципальных мониторингов на школьных методических объединениях с целью  дальнейшего планирования методической работы по данному направлению;
  Включение в план работы городского методического объединения обучающих семинаров по программам, обрабатывающим данные диагностических работ;
  Организация сетевого взаимодействия по теме работы с четким результатом работы сетевых творческих групп в виде методических рекомендаций.