В завершении проекта «75 дней до Победы»
В завершении проекта «75 дней до Победы» обобщенную информацию предоставил директор МОУ «СОШ №14» Дьяков Николай Алексеевич.
В развитии системы обучения и воспитания в СССР Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. стала серьезной проверкой. В 1941 и 1942 гг. значительная часть европейской территории оказалась оккупирована, миллионные жертвы мирного населения, разгромленные города и села — такой страшный урон наша страна не испытывала со времен Батыя. Приходилось эвакуировать огромное число детских садов, детских домов и заниматься организацией помещений для проживания и занятий. Военные условия диктовали необходимость организации хотя бы нерегулярных занятий в школах и детских учреждениях в несколько смен без необходимого школьного оборудования. Важнейшими задачами для педагогов стали обеспечение детей питанием и одеждой. Возникла проблема с подбором педагогических кадров, их численность весьма сократилась, при этом количество женщин возросло, так как мужчины-учителя были призваны в армию. Условия военного времени привели к изменению организации учебно-воспитательного процесса, изменялись сроки обучения, происходили трансформации форм и методов обучения в старших классах школы. Чтобы компенсировать потери в прохождении учебной программы, школьников переводили на обучение в группах, организовывались дополнительные занятия для отстающих во время каникул. Конечно, военное время отразилось и на материале. Так, на уроках русского языка к классическим темам сочинений, например, добавились такие как «Чем я помог фронту» и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, содержавший подвиги русской армии, пионеров и комсомольцев.
Задачи по арифметике составляли сами учителя. Под диктовку дети писали условия: «Во время атаки в наступление пошли 15 танков Красной Армии. Позднее на помощь подошли еще 17 танков. Фашисты подбили 4 танка. Сколько танков осталось?».
Если на уроке рисования давали свободную тему, то рисунки в основном были о войне. Дети рисовали самолеты, танки, корабли. Учителя физики объясняли принципы работы двигателей в самолетах и танках, применение электричества в военном деле.
Выпускники средних школ призывались в армию, они нуждались в особой военной подготовке. В 1942—1943 учебном году в школах ввели «Военное дело»: юноши занимались стрелковой подготовкой, изучали оружие, девушек обучали основам санитарной помощи. Постановление Совнаркома 1943 г. потребовало необходимость организации раздельного обучения в особых школах для мальчиков и девочек, впоследствии отмененное в 1954 г.
В период войны многие учащиеся совмещали учебу с работой, для них создали школы рабочей молодежи в 1943 г., в которых можно было получить образование без отрыва от производства. Существенного различия содержания образования школ рабочей молодежи и дневных средних школ не было. В 1944 г. вновь открылись и заочные школы рабочих и служащих, в которых был создан особый учебный процесс с написанием письменных работ и сессиях, проходивших дважды в год, возвращение в школу трудовой подготовки, вовлечение школьников в общественно полезную деятельность, включение их в производительный труд взрослых в различных отраслях народного хозяйства и т.д. В военный период в школе усилилась политизация и идеологизация как учебно-воспитательного процесса. Для координации исследований в области воспитания и обучения создана Академия педагогических наук (АПН) РСФСР в 1943 г.
Образование всегда смотрит в будущее и работает на перспективу.
«Советский учитель выиграл Сталинградскую битву» – так называлась статья в «Красной Звезде»- основной военной газете советской армии. В ней авторы-генералы с большой любовью рассказывали о своих наставниках, которые воспитали надежных защитников Родины. Да, советскому учителю не пришлось краснеть за своих питомцев –поколение победителей. Педагогические коллективы держали свой фронт у школьной доски. Результаты их работы в годы войны весь мир увидел в первые послевоенные десятилетия, когда те кто сидел за партами в эти трудные годы стали строить новую экономику СССР. Запуск первого спутника Земли в 1957 году, полёт человека в космос в 1961-м, тысячи предприятий и электростанций, преображение городов в послевоенные годы, больницы и поликлиники, ядерная энергетика, реактивная авиация – все это сделали молодые инженеры, врачи, ученые, которые сидели за партой трудные военные годы. Все успехи Советского Союза в послевоенные годы — результат работы системы образования в годы войны. Главная заслуга учителей тех лет, в том что они не сдались, а первыми в не приспособленных помещениях, без бумаги и учебников, обучая в три смены они начали создавать послевоенное будущее нашей страны.