В январе 1941 года в яркий солнечный морозный день – малыши и старшеклассники пришли в новое 4-х этажное здание (ныне – школа № 8)

В 1939 году была составлена смета на строительство школы № 22 по адресу: Улица Свободы, 22, рассчитанной на 880 мест. Школа была сдана только в декабре 1940 года.

Первым директором школы с 11 июня 1940 года стал Лазарев Георгий Константинович, 1909 года рождения, учитель физики.

С 1 декабря 1940 года была назначена 34-летняя учительница русского языка Ширяевская Вера Алексеевна и руководила школой до сентября 1941 года.

Все годы ВОВ до 1 августа 1945 года директором школы работала Юркина Мария Семеновна, учитель истории.

Школу перевели в маленькое деревянное здание на углу улицы Ленинградской и проспекта Победы.

В годы войны школа № 33 – одна из лучших в городе. Старшей пионервожатой была Тося Тимофеева, очень активная, инициативная, первым секретарем комсомольской организации был Серяков Николай, прекрасный организатор, погиб на фронте.

В январе 1941 года в яркий солнечный морозный день – малыши и старшеклассники пришли в новое 4-х этажное здание.

Но радость была непродолжительной – 1941 год. Война. Гитлер планировал взять Вологду не позднее мая 1942 года.

Старшеклассники: юноши и девушки – ушли на фронт, кто добровольцами, кто по мобилизации. Вернулись немногие.

Начавшаяся война изменила все сферы жизни страны. Работа всех ведомств, организаций, предприятий стала подчиняться диктуемым войной условиям. Не стали исключением и детские учреждения – школы, детские сады, детдома.

Сразу после начала войны Вологда начала принимать эшелоны с эвакуированными жителями Украины, Белоруссии, Прибалтики, южных районов страны, позднее – с ленинградцами. Большинство из них следовали дальше, в глубокий тыл, но многие нашли в Вологде второй дом. Первой задачей городских властей стало размещение эвакуированных семей, устройство взрослых на работу, а детей – в школы и детсады. Эвакуированные дети были одними из тех, кто в первую очередь нуждался в социальной защите и помощи. В фонде Вологодского горкома ВКП(б) сохранились списки эвакуированных детей, составленные в сентябре 1941 г. Эти списки составлялись по районам, приписанным к той или иной школе города. В них указывались имя и фамилия ребенка; место, откуда он эвакуирован; возраст; адрес; посещает ли школу, детский сад; в чем нуждается.

Недели, декады и месячники помощи семьям фронтовиков и эвакуированным в годы войны вошли в традицию. В ходе подобных мероприятий комсомольцы организовывали подвоз и разделку дров, помогали в ремонте и утеплении квартир; пионеры и школьники привлекались к сбору учебников, письменных принадлежностей, одежды для этих детей.

В рамках борьбы с детской безнадзорностью учителя-комсомольцы совместно с комсомольскими активами школ проверяли, как дети красноармейцев посещают школу.