Осенью 1941 года в здании современной школы № 39 на Школьном переулке был организован эвакогоспиталь
Все учащиеся были переведены в здание школы на улице Лассаля, дом 57 (ул. Зосимовская, 109). В помещении школы № 9 СЖД (ул. Путейская, 1) также был организован эвакогоспиталь, данная школа заняла здание школы № 8 СЖД, а восьмая (в связи с перегруженностью) заняла верхний этаж здания на углу улиц Лассаля и Транспортной (ул. Чехова, 34, здание не сохранилось).В здании на улице Мира, 94 (Набережная Свободы) разместился эвакогоспиталь № 1165 (VI отделение)РЭП № 95.
В воскресенье, 22 июня 1941 года, радио известило о нападении Германии на нашу страну. Вологодская область была объявлена на военном положении. Война изменила облик города. Берега Золотухи, Копанки, дворы были разрыты траншеями для укрытия от воздушных налетов, деревья на бульваре у драмтеатра вырублены. Светомаскировки. Очереди у магазинов за хлебным пайком. Перебои с водой. Постоянно отключали свет и воду. Зимой – холод на работе и дома. Раскопаны под картошку клочки земли в городе и окрестностях. Масса военных, эвакуированных, мобилизованных на рытье окопов. Хотя жизнь прифронтовой Вологды была напряжена до предела, занятия в большинстве школ города в сентябре 1941 года начались своевременно. Дети, живущие в Завокзальном поселке и близлежащих деревнях, вынуждены были ходить в школу по мосту через железную дорогу. Желая сократить путь, они часто перебегали напрямую через рельсы, иногда пролезали под вагонами, что было очень опасно, так как непрерывно двигались военные эшелоны в сторону Ленинградского, Карельского, Северного фронтов.
В Архиве новейшей политической истории Вологодской области сохранился отчет политотдела СЖД о работе школы № 8 СЖД в 1941-1942 учебном году. На 1 сентября 1941г. — 546 учащихся, в январе 1942г. – 498 , а в марте 1942г. – 434. Успеваемость – 80% . На «хорошо» и «отлично» учились 133 человека. Классы переполнены – по сорок и более человек, мало учебников и письменных принадлежностей. Но даже в это время каждое учебное задание было связано с военной тематикой: «На постройку танковой колонны рабочие завода внесли деньгами 1400500 рублей и облигациями госзаймов 865435 рублей, а на постройку воздушной эскадрильи — в 2 раза больше, чем на танковую колонну. Сколько всего средств было внесено рабочими завода в помощь Красной Армии?». И ребята старательно выводили ответы. Мысли детей на уроках порой были заняты иными проблемами. Их волновали военные события, похоронки с фронта, приходящие в семьи, конечно же, холод и голод. Иногда кто-то и как-то добывал и приносил в класс колоб-жмых из семян подсолнечника. Он был черный и жесткий, его раскалывали на мелкие кусочки и сосали на уроках. Жмых льняной считался деликатесом. Все с нетерпением ждали школьного завтрака — 50 грамм хлеба, иногда с сахарным песком или ложечкой джема. Елена Васильевна Дуганова, выпускница школы 1948 года, вспоминала, как учительница на первом уроке спрашивала: «Кто сегодня не завтракал?» Все, как один, поднимали руки, и она тоже, а потом мама ее стыдила, так как она всегда давала ей перед школой вареную картофелину. Ученики нередко падали в голодный обморок. После школы они стояли в очереди за хлебом по карточкам, на которые давали по триста граммов в день.
Дети часто не посещали школу, потому что не в чем было пойти. Одежду в семьях еще как-то шили и перешивали сами, а с обувью было совсем плохо. Инесса Степановна Шарыгина (пошла в 1 класс в 1941 г.) рассказывала, что у нее с сестрой Альбиной в 1942 -1943 гг. была одна пара валенок на двоих, и она, учившаяся во вторую смену, всегда опаздывала на первый урок. В феврале 1944 года в городе был объявлен месячник оказания помощи школам и детским учреждениям. За месяц комсомольские организации города изготовили сотни пар детской обуви, одежду, бельё, ученические принадлежности, игрушки. Трудности были не только с питанием и одеждой, большой бедой было почти полное отсутствие мыла. Мамы как-то ухитрялись стирать белье, используя печную золу. Запомнились очереди в банях, у водозаборных колонок, у плотов, а зимой — у прорубей на реке, где полоскали белье. В школе в каждом классе была «должность» – санитар, который перед началом уроков осматривал вместе с учителем каждого ученика, проверял чистоту рук, лица, головы, одежды. Профилактика педикулеза входила в их обязанность. Нередко учеников младших классов всех без исключения стригли наголо, и они выглядели сиротливо, казались еще более худыми от недоедания.
По решению бюро областного комитета ВЛКСМ с 14 по 21 апреля 1941 года в области была проведена неделя помощи комсомольских организаций и пионерских отрядов семьям красноармейцев и эвакуированных. Очень развито было тимуровское движение. Школа шефствовала над пожилыми людьми, семьями фронтовиков, которые жили на улице Лассаля. Школьники помогали носить воду из колонки, дрова, приходилось убирать снег зимой около домов, сидеть с маленькими детьми, читать им книжки. С 19 декабря 1941 г. был организован сбор новогодних подарков для бойцов и командиров Красной Армии. Было отправлено много посылок на фронт с теплыми вещами и рукоделием – кисеты, носки, шарфы. Уже в январе 1942 года на Вологодчину пришли тысячи писем, в которых бойцы благодарили за новогодние подарки. С 22 июня 1941 до декабря 1943 года населением Вологодской области на фронт и в эвакогоспитали был отправлен 61 вагон подарков, весивших в общей сложности 489 тонн 548 килограммов. Жива память благодарных учеников о своих дорогих учителях, которые отдавали все свои силы, знания, тепло своей души детям, отцы которых ушли на фронт, а матери трудились для фронта.Учителя, которые работали в это время: Гетова Анна Николаевна, Смирнова Клавдия Павловна, Салова Лидия Михайловна –учителя начальных классов, Чеснокова Лидия Ивановна и Соскина Валентина Александровна–учителя русского языка и литературы, Чичкарев Александр Дмитриевич — учитель рисования и черчения, Шумкова Софья Ивановна –учитель биологии, Шайжин Николай Семенович — учитель географии, Клыкова Нина Викторовна –пионервожатая.Выпускница 1954 года, Инна Александровна Такшеева, вспоминает: «В 1944 году наш первый класс приняла, Лидия Николаевна Фиолетова. Страна тогда жила для фронта: на весь класс два букваря, портфель – роскошь, тетрадей не было и в помине, и я вечерами под керосиновой лампой сама, как могла, линовала листочки разного калибра в три линейки для урока чистописания, многие вырабатывали почерк на газетах и на чем попало. Родители (то есть матери) тоже работали для фронта, и Лидия Николаевна нам их заменяла. Она нянчилась с нами, как будто вся ответственность за нас лежала на ней. Вся ее жизнь принадлежала только нам. Перед первыми экзаменами в 4-м классе на квартире у одной из учениц мы учили экзаменационные билеты под ее руководством. Лидия Николаевна не получила никаких наград и званий, а мы по окончании начальной школы сделали ей первый и единственный подарок – губную помаду, пудру и духи, над чем она долго смеялась. Именно Лидия Николаевна Фиолетова заложила тот фундамент, который сделал наш класс особенным, он выделялся среди всех и был известен далеко за пределами школы» (05.03.2005 г. «Красный Север», «Деловой Вестник»).