«Репортаж об учительском труде» гимназии №2

В основе репортажа —  исследовательская работа ученицы 6 «А» класса Ставских Вероники по материалам книг Р.А. Зак «Школа в годы войны», В.А. Маклаковой «Школа в памяти на долгие годы», письмам –воспоминаниям выпускника школы 1943 года Г.Н. Петрова. 

1940 год. Роза Абрамовна Зак пишет: вместе со мною в школу №26 пришло много молодых учителей. Учителя русского языка и литературы Аристова Тамара Петровна и Чижикова Зинаида Ивановна, математики – Попова Фаина Ивановна и Сибирцев Сергей Феодосиевич, пения – Зубова Юлия Ивановна, да там же работали молодые учителя – Седунова Аполлинария Ивановна, Бовыкина Зоя Дмитриевна, Ершова Вера Михайловна.

Основной костяк педагогического коллектива школы составляли учителя-стажисты: биолог – завуч Хлебова Мария Павловна, математик Попова Нина Александровна, учитель русского языка Попова-Введенская Екатерина Александровна, биолог Шулегина Анна Петровна, учитель немецкого языка Гельд Евгения Гуговна, учителя начальных классов – Каплина Ольга Алексеевна, Голубкова Александра Евгеньевна.

Создавались комсомольская и пионерская организации, которой активно помогали военрук школы Сметанин Анатолий Владимирович и преподаватель физкультуры Мочалова Нина Петровна.

Директором школы был Быков Николай Степанович.

1941 год. Начало страшной войны. В здании школы открыли городского мобилизационный пункт. Сюда собирались и ожидали эшелонов отправки на фронт первые воины-вологжане. Были взяты на фронт учителя Бугаев и Сибирцев, почти все мальчики, окончившие 10 класс.

Началась работа школы в условиях военного времени.

Дети с учителями Поповой Ф.И. и Зак Р.А. уже с июля начали работу на полях колхоза «Организатор». Создавались тимуровские команды, которые помогали семьям бойцов, ушедших на фронт. Девочки 7 класса помогали шить затемнения на окна для светомаскировки.

В это же время старшеклассники начали рыть траншеи во дворе школы. Они предназначались для укрытия учащихся во время воздушной тревоги. Руководил землеройными работами сам директор школы Н.С.Быков, он тщательно проверял ширину и глубину траншеи, смотрел, не осыпаются ли стенки канав.

Вскоре в город стали поступать раненые. Под госпиталь было занято и соседнее здание 29 школы, а сама школа была переведена в наше здание. Занимались в три смены. Было очень тесно, но учебный процесс не нарушался, уроки проводились по твердому расписанию, не остановилась и внеклассная работа, лишь изменилось ее содержание, получив военно-патриотическое направление.

В госпиталь хотелось пойти всем, чтобы поддержать бойцов. Но брали только тех, кто мог помочь выразительным чтением, пением или написать письмо красивым почерком.

«И надо было видеть, с какой радостью встречали детей раненые, какими аплодисментами награждали Нину Глазкову (она читала «Бородино» Лермонтова), Гену Баркан и Гену Петрова (читали «Письмо на фронт» и «Письмо с фронта»). А больше всего нравилась русская пляска в исполнении девочек — пятиклассниц. Сколько устных и письменных благодарностей от начальников госпиталей мы получили за свои выступления!», – пишет Р.А.Зак.

1942 год. Когда пошел второй военный год к школе произошли большие изменения в составе учащихся и работников школы. Осенью 1942 года был взят в армию Н.С. Быков (директор школы), ушли на руководящую работу Седунова А.И. и Попова Ф.И.

Директором школы стала Круглова Екатерина Григорьевна, эвакуированная из блокадного Ленинграда.

Пришли новые учителя: физик Нина Даниловна Васильева, преподаватель истории Агнцева Нина Александровна, биолог Кравченко Александра Александровна, преподаватель русского языка и литературы Киселева Ксения Николаевна, военрук Михаил Иванович Носков.

Летом 1942г. все старшеклассники работали в колхозе, а ребята 6-7 классов на торфоразработках. Было создано 5 бригад по 6-7 человек. Руководили бригадами учителя Чижикова Зинаида Ивановна, Рябова Анна Васильевна, Зубова Юлия Ивановна. На работу собирались во дворе школы утром к 7 часам и шли на торфоболото Куролит, где переворачивали пласты торфа, нарезанные накануне машинами.

Зимой 1942-43 г. в Вологде стало плохо с топливом, и школам было предложено самим заготовлять себе дрова. По воскресеньям учителя с комсомольцами 9-10 классов с пилами и топорами собирались к 6 утра в школе, отправлялись на свою делянку в лес за Лиминским заводом. Мальчики пилили и валили дерево, девочки обрубали сучья, собирали их в одну кучу.

Протокол совещания классных руководителей по организации субботника по распиловке дров в подшефном госпитале. 1942г

В школе работала группа противовоздушной и химической обороны. Все учащиеся и работники школы были обязаны сдать нормы ПВХО, многие и сейчас помнят, как они бегали по улицам города в противогазах. Старшеклассники изучали винтовку и пулемет. Была создана лыжная рота из 4-х взводов. Тренировались ежедневно под руководством военрука Рюмина П.П. Неудивительно, что в военных играх и спортивных соревнованиях представители школы неизменно занимали призовые места. (Статья из газеты «Ступени»)

1943 год. В августе 1943 года для того, чтобы хоть немного смягчить продовольственный кризис, в Междуреченский район деревню Паршеньга для сбора грибов были направлены отряды учащихся 6-7 классов. Грибов в то лето было много, а уходили в лес два раза в день.

Валентина Акиндиновна Маклакова пишет:«В трудные годы, при всех наших потерях и печалях, по сути, очень не вовремя, постановлением Правительства от 02.08.1943 в школах страны вводится раздельное обучение. И я перевожусь в мужскую среднюю школу № 2 г. Вологды. Школа комплектовалась из учащихся пяти школ. Классы были переполнены. Шла война, и лучшие школьные здания в городе   были заняты под госпитали.

На фото: ЧижиковаЗ.И., МаклаковаВ.А.,Попова–Введенская Е.А.

В связи с введением раздельного обучения мы большое внимание уделяли организации работы по привитию «Правил для учащихся», утвержденных Советом Народных Комиссаров РСФСР от 02.08.1943. В школе сложилась хорошая традиция. Если кто-то из ребят не пришел в школу, то в этот же день дежурный по классу или кто-нибудь из актива нес к нему домашние задания и попутно выяснил, почему ученик не был на уроках. Это воспитывало товарищеские отношения, предупреждало отставание в учебе.»

Выпускник школы 1943г Г.Н. Петров в своих воспоминаниях писал: «В борьбе за лучшую успеваемость и посещаемость была развернута взаимопомощь в классах со стороны сильных учащихся слабым. Так, например, Жеребенина и Алексеева из 7а всегда помогали учащимся, объясняли трудный материал, решали примеры по математике, доказывали теоремы.»

Герман был, такого маленького роста, а выбрали председателем учкома.

Учком 1940г.Слева первым на втором ряду- Петров Герман

Видимо не зря! Его аттестат 1943 года – с отличием! А он еще и стихи сочинял: «Мы – пионеры – тимуровцы помогали семьям, в которых были ушедшие на фронт, выступали с концертами в госпитале у Красного моста. Я хорошо помню, как тепло нас встречали раненые, когда мы читали свои, пусть несовершенные, но написанные от души, стихи:

Мы же товарищи фронту поможем,
И будет фашизм в этот год уничтожен.
Смерть гитлеризму в этой войне,
А СССР – быть прекрасной вдвойне»

А как выразительно он читал! Это стихотворение нравилось всем. Его даже по радио передавали!

1944 год. 16 июня 1944 года В.А.Маклакова была назначена исполняющей обязанности директора школы

«Я понимала, что коллектив рождается, создается, развивается в совместной, целенаправленной  деятельности. Поэтому работу начали с анализа всей учебно-воспитательной работы  и планирования всех участников школьной жизни. Школа закончила учебный год с успеваемостью ниже 80%, многие учащиеся имели сниженную оценку по поведению, так как допускали серьезные нарушения дисциплины, не выполняли домашние задания, прогуливали уроки, грубо обращались друг с другом. В газете «Красный Север» появилась разгромная статья Наталии Болотовой «Нет дисциплины – нет знаний». Это о нашей школе.»

В.А.Маклакова, фото 1944г.

Коллектив стал искать способы борьбы за дисциплину.  

Руководство школы вместе с опытными учителями, активом школьников, родительским комитетом разработали «Единые требования к учащимся», касающиеся своевременного прихода и организованного ухода детей из школы, поведения их на уроке, перемене, о товарищеских отношениях друг с другом, об отношении к родителям и к своим обязанностям дома, о бережном отношении к общественному имуществу, о том, что значит дорожить честью своей школы. На специальном стенде «Правила» и «Единые требования к учащимся» были красиво оформлены. Чтобы это событие запомнилось, проведена общешкольная линейка и классные собрания, выпущены стенгазеты по классам.

Валентина Акиндиновна вспоминала «Работу с «Правилами для учащихся» проводили в двух взаимосвязанных направлениях. Во-первых, постоянно разъясняли нравственное и правовое содержание «Правил», во-вторых, приучали школьников выполнять их на практике. Среди форм разъяснения «Правил» наиболее эффективна – этическая беседа. С её помощью классные руководители последовательно раскрывали содержание норм поведения, предусмотренных правилами. Разъяснению правил посвящались и специальные классные часы, классные собрания с вопросами: «Учёба – наш главный труд», «Что значит уметь учиться?», «Расскажи о своем режиме дня», «Как мы выполняем «Правила?», «Быть скромным и вежливым. Что это значит?».

С большой любовью дети готовили на фронт подарки, писали письма, собирали средства на боевые машины. В 1944 году в школу пришла телеграмма: «Прошу передать учителям и учащимся Второй мужской средней школы, собравшим 14 тысяч рублей и облигациями госзаймов на строительство танка «Пионер», мой горячий привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин».

Её зачитали на линейке к всеобщей гордости

В августе 1944г. утвердили на педсовете новый учебный план и передали в методический уголок, чтобы им могли пользоваться все учителя. Чтобы соответствовать высокому уровню учительского труда в мужской школе, надо было неустанно работать над собой, над своим совершенствованием. Для осуществления этой проблемы, рекомендовали всем иметь индивидуальные планы самообразования.

«До сих пор память сохранила, как интересна и полезна была дружба между нашими опытными учителями начальных классов Ольгой Алексеевной Каплиной, Александрой Александровной Кавуновой, Глафирой Платоновной Поповой, Марией Феодосьевной Седуновой и их молодыми коллегами Антониной Сергеевной Румянцевой, Фаиной Ивановной Кануновой, Зинаидой Васильевной Соловьевой, Софьей Николаевной Фроловой. Учителями русского языка и литературы: Екатериной Александровной Поповой-Введенской, Елизаветой Алексеевной Лобановой, Ксенией Николаевной Кисилевой, Калерией Ивановной Комяковой, Еленой Павловной Губик. Может быть, скажет иной читатель – длинный список… Но как бережно хранит каждое имя моя память! Все живо в сердце, как будто было только вчера»,- писала В.А.Маклакова в 2002 году

1945 год. Навсегда в памяти остались воспоминания о Дне Великой Победы 9 мая 1945 года, как самом прекрасном, самом счастливом дне в жизни, и прошел он, как самый большой, светлый радостный праздник. В этот день взволнованные, радостные мальчишки, юноши всех классов мужской школы вместе с учителями шли к поездам, встречали прибывавших фронтовиков.

На митинге в школе, посвященном долгожданной Победе, было много гостей, участников войны, представителей шефствующей над школой воинской части, родителей, учащихся. Много было сказано о боевых подвигах, мужестве, героизме нашего народа, о том, как на фронте и в тылу приближали День Великой Победы, в том числе и о делах учащихся школы.

Таким образом, в военных условиях перед школой были поставлены задачи воспитания и обучения молодого поколения как будущего страны, охват всех детей всеобщим обучением, сохранение и развитие школы и образования. Занятия проходили в сложных условиях,   при остром дефиците учебников, учебных пособий, письменных принадлежностей, но не смотря на все это ребята неплохо учились, помогали семьям фронтовиков и проводили много другой общественно-полезной работы и очень активно участвовали в спортивной жизни школы.