Система образования города Вологды развивалась в общем направлении со всей страной и успешно справилась с вызовами времени
Система образования города Вологды накануне и в годы Великой Отечественной войны
В 1930-е годы в СССР была проведена радикальная реорганизация системы школьного образования. В 1930 году было введено всеобщее обязательное начальное обучение. А постановлением «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934) государство определило унифицированную структуру школьного образования с преемственностью ее ступеней. В постановлении были даны указания о коренном изменении учебно-воспитательной работы школ с осуждением методов проектов. В постановлении «Об учебных программах и режиме начальной школе» (1932) одобрены новые предметные программы, осуждены коллективные сдачи экзаменов и зачетов, урок объявлен основной формой организации учебного процесса, выдвигается требование создания и использования стабильных учебников.
С 1932/33 учебного года упраздняется разделение школ на ФЗУ (фабрично-заводское ученичество) и ШКМ (школа крестьянской молодежи), а семилетка становится единой общеобразовательной школой для города и деревни. Учебно-воспитательная работа меньше стала уделять внимание трудовому воспитанию и политехнической направленности. В конце 30-х годов труд изымается из учебного плана и программ, а школьные мастерские ликвидируются.
Согласно постановлениям правительства в стране были установлены следующие типы школ:
- начальная школа (1-4 кл.),
- неполная средняя школа (5-7 кл.),
- полная средняя школа (8-10 кл.).
Система советского образования приобретала последовательный и системный характер: вводились обязательные для всех программы с точно очерченным кругом систематизированных знаний; устанавливалась классно-урочная организация школьной работы; вводилось твердое расписание и состав учащихся; вводился систематический индивидуальный учет знаний по 5 словесной системе (очень плохо, плохо, посредственно, хорошо, отлично); устанавливалась руководящая роль учителя в классе, усиливалась идеология и централизация в системе образования.
Эта структура с незначительными изменениями просуществовала до 1980-х годов. Она была оптимальна для того времени и получила мировое признание с точки зрения логичности построения и уровни общеобразовательной подготовки. Помимо структурных изменений вводилось предметное обучение, стандартные программы и учебники, единый режим занятий.
В предвоенные годы в Вологде завершилась ликвидация неграмотности, борьбе с которой долгое время уделялось пристальное внимание.
С 1930 года в стране повсеместно стало вводиться всеобщее обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей и подростков (переход к нему был завершен к середине 1930-х годов). В промышленных городах и рабочих поселках ставилась задача: осуществить всеобщее обучение в объеме школы-семилетки. В 1931 году в Вологде было введено обязательное семилетнее образование. В 1931/32 учебном году в Вологде насчитывались 41 школа первой ступени, 3 семилетки, 12 школ второй ступени, которые размещались главным образом в приспособленных дворянско-купеческих особняках. Число учащихся возросло до 8956 человек. В городе работало 520 учителей.
В 1934/35 учебном году в городе было создано 3 девятилетние школы.
В период с 1938 по 1941 г. было возведено 4 школы на 500-800 учащихся. Одними из первых возведены здания, занимаемые сегодня школами № 10 (Благовещенская, 48) и № 13 (Горького, 57) № 8 на набережной Свободы.
В 1940 году К. М. Знаменской и Е. К. Монастыревой, первым в городе, присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»..
Письмо, опубликованное в газете «Красный Север» 12 июля 1936 года:
«Без слез не могу говорить о сталинской Конституции. Я вырастила шестерых детей, всего у меня было их десять, да четверо умерли. Трудно мне было. Помню, как билась я, чтобы определить дочку в гимназию. Не для наших детей были тогда школы. Теперь же учись, кто хочет. Это большое счастье. Что же я могу добавить к проекту Конституции. Могу сказать только — спасибо тебе, товарищ Сталин, от старухи. Вот и все. О. Н. Сидорова. Гардеробщица гортеатра, 45лет трудового стажа».
Бурное развертывание индустриализации требовало подготовки квалифицированных рабочих. В 1930-е годы в Вологде растет число учреждений начального профессионального образования и средних специальных учебных заведений. С 1937 года в техникумах стали готовить преимущественно специалистов технического и торгово-финансового профиля. Средние специальные учебные заведения по подготовке специалистов нетехнических направлений стали называться училищами. До конца 1930-х годов основной формой подготовки квалифицированных рабочих были школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), которые с 1931 года существовали при предприятиях. В 1940 году под влиянием растущей военной угрозы создается система государственных трудовых резервов, нацеленная на организованное пополнение промышленности квалифицированными рабочими. Новая система профессионального обучения молодежи предусматривала подготовку рабочих в школах фабрично-заводского обучения (ФЗО), ремесленных и железнодорожных училищах с содержанием обучающихся за счет государства и распределением выпускников на основе государственного плана. В октябре 1940 года решением Вологодского облисполкома было объявлено о призыве в ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО. От Вологды было призвано 885 человек.
Для системы образования требовалось все больше кадров, в 1930 году в Вологде был вновь открыт педагогический институт. Он разместился в здании, называемом Третьим домом Советов (ныне улица Сергея Орлова, 6), которое освободилось. Первое время он назывался Северным краевым государственным педагогическим институтом, а в 1932 году был переименован в Вологодский государственный педагогический институт. В 1933 году в пединституте впервые объявлен прием на заочное отделение. В 1934 году при нем открыт учительский институт с двухгодичным сроком обучения, который готовил учителей для неполной средней школы. В 1938 году учрежден Вологодский областной институт усовершенствования учителей. В 1939 году Вологодский пединститут подготовил 99 преподавателей истории, литературы и русского языка, физики, математики, естествознания для средних школ; Вологодский учительский институт — 171 учителя истории, литературы и языка, физики и математики, естествознания и географии для неполных средних школ; Вологодский сельскохозяйственный (молочный) институт — 89 специалистов. Вологда постепенно превращалась в значительный научный центр Европейского Севера.
На 1 января 1940 года, в городе, помимо краеведческого музея, работали еще три научно-исследовательских учреждения: областная станция по животноводству, областная станция по ветеринарии и санитарно-бактериологи-ческий институт, которые занимались проблемами организации животноводства, луговодства, пастбищного хозяйства, изучением методов борьбы с заразными болезнями сельскохозяйственных животных, эпидемиологией, гигиеной, санитарным благоустройством населенных пунктов, производством лечебно-профилактических биопрепаратов… Всего в научных учреждениях Вологды в 1940 году были заняты 325 человек, в том числе 38 старших научных сотрудников (18 из них имели степень кандидата наук).
Вологодское образование в годы войны.
Совершенствование системы школьного образования продолжилось и в годы войны В 1944-1945 учебном году введено обучение детей с 7 лет (а не с 8 лет как прежде).
В 1944 году введены цифровая пятибалльная система оценок и сдача выпускных экзаменов за 4-й и 7-ой классы и экзамен на аттестат зрелости средней школы. В 1944 году постановлением «О награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся» учащиеся, отлично окончившие школу, стали награждаться золотыми и серебряными медалями.
В 1943 году постановлением Совнаркома раздельное обучение мальчиков и девочек было введено в Москве, Ленинграде, в столицах союзных и автономных республик и крупных промышленных и областных центрах, в Вологде также было введено раздельное обучение мальчиков и девочек.
Одним из аргументов в пользу раздельного обучения стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек в школах необходимо готовить к будущей жизни иначе, чем мальчиков. Раздельные школы предполагалось сделать образцовыми по сравнению с обычными совместными. Государство озаботилось сделать из мальчиков «мужчин-защитников», а из девочек — «матерей-тружениц». Соответственно, в женских школах девочки стали изучать педагогику, рукоделие и стенографию, а в мужских преобладали начальная военная и физическая подготовки. Нововведение планировали осуществлять поэтапно, в 1945 году оно распространилось на 146 городов, на практике же реорганизация школьного образования охватила примерно пятую часть средних школ страны, исключая школы в маленьких городах и в сельской местности. Раздельное обучение было прекращено в 1954 году.
Среди множества законодательных актов, принятых в годы войны, мы можем увидеть целый ряд документов, касающихся охраны детства, школьного образования и воспитания. Это постановления ЦК ВКП(б), Совнаркома «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» (23 января 1942 г.); «О вовлечении в школы всех детей школьного возраста…» (30 июля 1942 г.); «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» (15 июня 1943 г.); «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений» и многие другие.
Начавшаяся война изменила все сферы жизни страны. Работа всех ведомств, организаций, предприятий стала подчиняться диктуемым войной условиям. Не стали исключением и детские учреждения – школы, детские сады, детдома.
С началом войны увеличилось количество детских садов и яслей. Отцы семейств уходили на фронт, забота о содержании семьи ложилась на плечи женщин, и они шли на производство. За детьми должен был кто-то присматривать. Уже в июле 1941 г. городской отдел народного образования и горздравотдел обязались найти возможность для открытия дополнительных детских учреждений, предназначенных для устройства детей мужчин, призванных в армию. К августу в детские сады и ясли было устроено 865 детей, чьи отцы были мобилизованы в Красную Армию.
Сразу после начала войны Вологда начала принимать эшелоны с эвакуированными жителями Украины, Белоруссии, Прибалтики, южных районов страны, позднее – с ленинградцами. Большинство из них следовали дальше, в глубокий тыл, но многие нашли в Вологде второй дом.
Первой задачей городских властей стало размещение эвакуированных семей, устройство взрослых на работу, а детей – в школы и детсады. Эвакуированные дети были одними из тех, кто в первую очередь нуждался в помощи.
В фонде Вологодского горкома ВКП(б) сохранились списки эвакуированных детей, составленные в сентябре 1941 г. Эти списки составлялись по районам, приписанным к той или иной школе города. В них указывались имя и фамилия ребенка; место, откуда он эвакуирован; возраст; адрес; посещает ли школу, детский сад; в чем нуждается. Так, например, эвакуированных детей в районе 18-ой начальной школы (улицы Комсомольская, Подлесная, Чернышевского, Калашная, Некрасова) насчитывалось 54 человека. Список детей, эвакуированных из белорусского города Гомеля и разместившихся в вагонах на станции Вологда-II, составлял 110 человек. Некоторые списки сопровождались примечаниями, и вот одно из самых характерных: «Семья С-вых…, прибывшая сюда 9 сентября, нуждается в помощи. Двое детей: Анатолий, который должен учиться в 3 классе, и Валентина – в 5 классе, не учатся. Дети не имеют обуви и зимних пальто. Мать больна малярией…».
На фото Школа №9 СЖД
В процессе подготовки школ города к новому учебному году в августе 1941 г. городской отдел народного образования вел учет эвакуированных детей школьного возраста, зачисляя их в школы.
В сентябре 1941-го начался первый учебный год в условиях войны. Но не все ученики вернулись после каникул за парты. Война нарушила планомерное осуществление всеобуча в стране, и это отразилось даже на школах тыловых областей. Так, во многих школах Вологды посещаемость в 1941-42 учебном году составляла 80-90%. По итогам работы городских школ в сентябре-октябре 1943 г. отмечалось, что 136 детей школьного возраста не учатся, 264 – систематически не посещают школу.
Когда в середине учебного года выяснилось, что некоторые дети не посещают уроки из-за элементарного отсутствия теплой одежды и письменных принадлежностей, то родительский актив обошел квартиры эвакуированных для оказания детям материальной помощи. Были и такие случаи, когда непосещение школы ребенком являлось следствием семейной трагедии: «…В семье К-вых, проживающих по улице Папанинцев (прим. Пр. Победы) мальчик в школу не ходит. Мать не пускает, мотивируя тем, что один сын у нее остался в Ленинграде, и боится потерять второго сына…».
На эвакопункте при вокзале комсомольцами и пионерами Вологды была оборудована детская комната. В ней установили дежурство тимуровцев, собрали игрушки, а в канун нового, 1942-го года провели здесь елки для 420 малышей с вручением подарков. Детям, нуждающимся в одежде и обуви, было выдано 15000 различных вещей.
По сведениям на 10 марта 1942 г. в Вологодскую область прибыло 76630 детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, из них 73715 с родителями. В области было размещено 31 эвакуированное детское учреждение (8 детдомов, 14 детсадов, 6 яслей, 3 больницы). Их приемом занимались районные комитеты ВЛКСМ: готовили помещения, встречали и разгружали имущество на станциях и пристанях, доставляли детей и персонал к месту назначения.
По решению обкома комсомола в сентябре 1941 г. был объявлен день помощи эвакуированным детским учреждениям в подготовке их к зиме. В воскреснике приняли участие около 40000 юношей и девушек 11. Впрочем, подобная помощь стала систематической.
Другой категорией, нуждающейся в систематической помощи, стали дети фронтовиков. По распоряжениям правительства страны они получили преимущественное право на прием в детские сады, в детские дома, в суворовские и нахимовские училища; на отдых в пионерских лагерях Недели, декады и месячники помощи семьям фронтовиков и эвакуированным в годы войны вошли в традицию. В ходе подобных мероприятий комсомольцы организовывали подвоз и разделку дров, помогали в ремонте и утеплении квартир; пионеры и школьники привлекались к сбору учебников, письменных принадлежностей, одежды для этих детей. Такая деятельность, помимо всего прочего, благоприятно повлияла на выполнение плана всеобщего обязательного обучения. Только с декабря 1941 г. по март 1942 г. в школу было вовлечено более 3 тысяч человек. Райкомы ВЛКСМ Вологды были обязаны создать комсомольские бригады по проверке материально-бытового положения семей красноармейцев и по оказанию им посильной помощи. В рамках борьбы с детской безнадзорностью учителя-комсомольцы совместно с комсомольскими активами школ проверяли, как дети красноармейцев посещают школу.
На предприятиях и учреждениях в канун Нового года собирали подарки для детей фронтовиков. В честь 25-летнего юбилея ВЛКСМ в 1943 г. в области был создан фонд помощи детям фронтовиков, в который поступали продукты «из личных запасов комсомольцев» [«Красный Север». – 1943. – 25 октября.]. В дни подготовки к 26-ой годовщине создания РККА молодежь Вологды собрала 70 тысяч рублей на подарки для детей фронтовиков; изготовила игрушек более чем на 5 тысяч рублей, сшила 670 комплектов детского платья, 300 пар чулок. В феврале 1944 г. комсомольцы и молодежь промышленных предприятий и артелей в нерабочее время изготавливали детскую одежду, обувь, игрушки, школьные принадлежности 18 февраля 1944 г. обком ВЛКСМ установил сторублевые стипендии для учащихся – детей фронтовиков. Горкомы и райкомы комсомола области должны были утвердить списки стипендиатов. Ими стали отличники учебы, живущие в крайне стесненных условиях. Такие, как учащийся 7-го класса 2-ой мужской школы Валентин Т. Его отец, два брата и сестра воевали, мать была инвалидом II группы, часто болела. При этом он был лучшим учеником класса, членом штаба пионерской дружины.
Городские власти заботились и об улучшении питания детей, в особенности – малообеспеченных. В городе открылось несколько детских столовых, в том числе – на предприятиях. При Вологодском мясокомбинате работала столовая для 500 детей из семей фронтовиков и эвакуированных. В марте 1942 г. горком партии обратился в вышестоящие партийные организации с просьбой увеличить фонды отпуска молочной продукции на 80 тонн для снабжения детей города. Говорилось и о необходимости обеспечить школьные буфеты достаточным количеством продуктов, для снабжения школьников горячими завтраками. Спустя 4 месяца бюро горкома вернулось к вопросу о детском питании. Всех директоров торгующих организаций обязали открыть продовольственные детские магазины и бесперебойно обеспечивать их достаточным количеством продуктов.
Спутниками любой войны становятся сиротство и детская беспризорность. Великая Отечественная не стала исключением. Беспризорными становились сироты или отставшие от поездов во время эвакуации дети (в марте 1942 г. насчитывалось около 760 эвакуированных детей, прибывших без родителей, подобранных по пути следования эшелонов). Без контроля родителей оказывались и те, чьи отцы сражались на фронте, а матери трудились на производстве. Дети оказывались предоставленными сами себе, и не все разумно распоряжались этой внезапной свободой. Кроме того, по наблюдению сотрудника областного управления НКВД, иногда безнадзорными становились «дети обеспеченных родителей, находящихся дома и имеющих возможность заниматься их воспитанием». Горком ВЛКСМ констатировал, что условия военного времени требуют самых решительных мер по борьбе детской безнадзорностью. Этими мерами должны были стать, во-первых, контроль за посещением школьниками занятий, а во-вторых – организация досуга школьников. В феврале 1942 г. были утверждены мероприятия по предупреждению детской безнадзорности. Их осуществляла специальная комиссия по борьбе с детской беспризорностью, в которую вошли представители горкома комсомола, отдела народного образования, милиции.
В городе начали действовать комсомольско-молодежные посты. Они работали в наиболее людных местах – на вокзале, пристани, рынке у кинотеатров. В их обязанности входила помощь органам милиции и образования в задержании и устройстве беспризорных детей. Всего в области действовало 89 комсомольско-молодежных бригад по выявлению беспризорных; создано 8 детских комнат при отделениях милиции Лучше всех организовал эту работу Октябрьский райком ВЛКСМ г. Вологды.
В качестве одной из причин детской безнадзорности называлась неудовлетворительная организация досуга школьников. Поэтому горком партии постоянно отслеживал планы внешкольных мероприятий в каникулы, работу кружков, пионерских лагерей, парков, детских площадок. Спустя полтора месяца после начала войны бюро горкома партии потребовало от комсомольских организаций и ГорОНО не допускать безнадзорности детей во внеурочное время и призвало усилить их политическое и военно-физкультурное воспитание.
В дни школьных каникул в кинотеатрах устраивали сеансы для учащихся, причем для детей красноармейцев и эвакуированных предоставлялись бесплатные билеты. В Облдрамтеатре проходили детские утренники. Перед каникулами приводили в порядок детские парки, зимой заливали катки. Пожилые вологжане, вероятно, помнят о существовании в Вологде Заречного детского парка. Даже в годы войны это было очень уютное место отдыха с качелями, спортивными снарядами, яркими панно, клумбами.
В годы войны не прекратили работу учреждения дополнительного образования. Так, продолжала работать детская музыкальная школа, несмотря на то, что ее помещение было занято госпиталем. Занятия проходили в квартирах педагогов, в классах общеобразовательных школ; нередко в холоде и при свечах. И несмотря на это, юные музыканты побеждали в серьезных смотрах и конкурсах, подготавливали концерты для пациентов госпиталей и горожан. Все это было бы невозможно без энтузиазма педагогов, без их любви к детям и к музыке, которую они передавали своим ученикам. Неудивительно, что в 1944 г. Вологодская детская музыкальная школа была названа в числе лучших в РСФСР учебных заведений В Октябрьском и инициативном детских домах в годы войны сформировались свои музыкальные коллективы – хоры, оркестры, ансамбли. Они помогли многим одаренным сиротам найти свое место в жизни.
Продолжал работать и городской Дом пионеров на Советском проспекте. Его воспитанники пели в детском хоре, занимались в балетном и акробатическом кружках, ансамбле русских народных инструментов. С 1 июня 1944 г. при Доме пионеров была открыта детская техническая станция, при которой появились кружки по радиотехнике и электротехнике.
Была в Вологде и детская спортивная школа. В ней занимались более 120 человек; действовали секции бокса, гимнастики, лыжного спорта. Школа не имела своего зала, занятия проводились в актовом зале мужской школы №1. Областным отделом искусств для юных вологжан был открыт театр кукол. Его разместили в помещении филиала драматического театра, а зрителями стали воспитанники детских садов и яслей, учащиеся школ. Большое внимание уделялось оздоровительной и физкультурной работе с детьми. В дни зимних каникул для них открывались лыжные базы, заливались катки в парке ВПВРЗ и на реке. Лыжные соревнования зимой и спортивные праздники летом вошли в традицию. Большой популярностью пользовалась и военно-спортивная игра «На штурм!».
Школьники также оказывали посильную помощь фронту, во всех школах Вологды были организованы концертные бригады которые выступали в вологодских госпиталях, поддерживая раненых бойцов и командиров Красной армии.
Школьники второй мужской школы в 1943 году организовали сбор средств на строительство танка, который получил имя «Пионер». 21 мая 1944 года проходившие во второй мужской школе Вологды выпускные экзамены были прерваны на несколько минут. Всех учащихся собрали на линейку, на которой прочитали телеграмму из Москвы следующего содержания:
«Прошу передать учителям и учащимся второй мужской школы, собравшим 14 тысяч рублей на строительство танка «Пионер», мой горячий коммунистический привет и благодарность Красной армии. Иосиф Сталин».
В целом система образования города Вологды развивалась в общем направлении со всей страной и успешно справилась с вызовами времени.