Средняя общеобразовательная школа № 4 в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
История школы № 4 уходит своими корнями в далекое прошлое. Первое упоминание о ней было сделано ещё в 1918 году.
Великая Отечественная война, ставшая всенародной, вошла в жизнь людей от мала до велика. Одних она позвала на фронт, чтобы с оружием в руках сражаться с врагом. Других – она подняла на героический труд во имя Победы. Определённым образом события Великой Отечественной войны оказали влияние на систему образования и на нашу школу в том числе.
По словам выпускницы Антонины Васильевны Тихоновой, авторитет школы у населения был высок. Директором в это время (с 1937 по 1946 гг.) была Бурцева Вера Константиновна.
Поскольку в здании школы находился «эвакопункт» (больница) для блокадников из Ленинграда, зимой 1941-42 гг. архив был вынесен в деревянный сарай, находившийся во дворе школы. К сожалению, вследствие холодов и сырости некоторые документы были испорчены и архив нашей школы частично утрачен. Но несмотря на это известно, что даже в условиях военного времени школа работала, обучала ребят, привлекала их к общественно-полезному труду в помощь фронту.
Невзирая на неслыханные трудности, страна провозгласила закон о всеобщем обязательном обучении. «Мы должны учить всех детей и учить хорошо, несмотря на сложность военного времени… никаких ссылок, на военную обстановку», — писала газета «Правда» 24 марта 1942 года.
Не хватало учебников и тетрадей, карандашей; занятия проводились в 2-3, а порой и в 4 смены, зимой в классах было так холодно, что порой замерзали чернила, а ученики и учителя сидели в пальто и валенках при свете керосиновой лампы.
Во время обучения было введено много военно-оборонных предметов: в курсе физики изучалась военная техника, в курсе химии — отравляющие вещества и средства защиты от них. В географии – план и карта, на уроках русского и немецкого языков — военная терминология.
Из воспоминаний выпускницы Ларисы Сергеевны Осташевой:
«…Кроме учебы мы каждый день где-то трудились – так уж пришлось. Все для фронта, все для Победы. То субботники, то воскресники. Разделывали дрова. Топили сами печи в школе, делали уборку. Собирали теплые вещи для фронта. Ходили помогать разгружать санитарные поезда. Дежурили в госпиталях. Давали концерты».
«…За студеной и голодной первой военной зимой пришло нелегкое лето. Бесконечные субботники по расчистке снега на железной дороге, заготовке дров сменила обязательная работа на торфоразработках, потом до глубокой осени – в колхозах. Тяжкий крестьянский труд, — зато спасение от голода. И веселье, и соревнование, кто бойчее и неутомимей. И незабываемые ночные прогулки всем классом под луной, по берегам речки Тошни, — из деревни в деревню, за пять километров, — от мальчиков к девочкам, и обратно. За нравственностью строго следили приставленные надоедливые учителя. Особенно когда прибыла в нашу деревню Савкино на переформирование с фронта танковая часть. Танцевали под патефон. У нас в избе. У бригадира Тети Шуры. Теперь уже с военными. Одноклассники померкли перед фронтовиками, каждый из которых был в наших глазах героем.
Гордые собой, мы возвращались в октябре в город. КОРМИЛЬЦЫ. Получили на трудодни на пропитание – зерно и овощи.
За ударный труд отличник и комсомольский вожак Сережка получил от руководства города Почетную грамоту. Председатель Вологодского исполкома городского совета депутатов трудящихся А. Зродов подписал ему «лучшему члену школьного отряда ученику т. Осташеву за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны с германским фашизмом и высокие показатели на полевых работах летом 1942 года».
В годы Великой Отечественной Войны ученики нашей школы принимали участие и в защите Родины. Многие из них пали смертью храбрых. Бок о бок с учениками сражались на фронтах Великой Отечественной войны и школьные учителя.
По-разному сложилась их военная судьба, но все они с честью выдержали испытания, которые выпали на их долю и на деле показали, что значит любить Родину.