Городская программа воспитания «Я — вологжанин»

Программа утверждена Приказом Управления образованияАдминистрации города Вологды от 5 декабря 2012 года № 171

Городская программа воспитания «Я — вологжанин»
(новая редакция)

Пояснительная записка.

Вологда — один из древнейших городов России и Русского Севера, ровесница Москвы. В 2012 году город отметил свой 865-летний День рождения. Город и его жители сохранили свое культурное наследие, свои традиции и этнокультурное своеобразие.

Вологда — олицетворение самобытности Севера, город, имеющий интересную историю, обладающий огромным культурным потенциалом, сохраняющий художест-венно-архитектурную индивидуальность. Это не только торжественный, величест-венный Софийский собор, не только изумительный по красоте Спасо-Прилуцкий мо-настырь, но и маленькие церкви и часовни, старинные дома с ярко выраженными чертами русского зодчества.

Не меньший интерес вызывает история названия улиц и площадей города Вологды. Их прошлые наименования свидетельствуют об определенных вехах в развитии края и Отечества.

История каждого города — это судьбы людей, стоящих у истоков его основания и созидавших на протяжении нескольких веков его своеобразный облик. 

Вологодская земля дала России множество славных имен в различных сферах общественной деятельности, в разных отраслях науки, в многочисленных видах ис-кусства.

В областной картинной галерее и музеях Вологды представлены поистине уникальные ценности.

С древних времен вологжане проявляли особый талант и мастерство к народным ремеслам и фольклору.

Творчество многих вологодских писателей известно не только в стране, но и за рубежом.

Культурное достояние только тогда значимо, когда оно востребовано. Нельзя забывать того, что сделано предыдущими поколениями. Поэтому важно с детских лет хорошо знать историю своего города, уметь видеть и ценить ее своеобразие, испытывать желание и потребность приумножать красоту родных мест. Проводником и помощником для юных вологжан в этом деле могут стать учителя, воспитатели, родители, работники учреждений дополнительного образования. В образовательных учреждениях города Вологды с 1996 года успешно реализуется программа духовно-нравственного воспитания «Истоки», способствующая формированию знаний об истоках родной культуры и духовности. В дошкольных образовательных учреждениях реализуются программы духовно-нравственной направленности «Цветные ладошки» и «От рождения до школы». Эти знания помогают детям больше ценить и любить то место на земле, которое называется родиной. 

Программа «Я — вологжанин» адресована детям дошкольного возраста, школьникам, воспитанникам детских домов, педагогам, воспитателям и родителям.

Цель программы — передача подрастающему поколению исторического опыта и культурных ценностей предшествующих поколений. Программа способствует форми-рованию у юных вологжан духовно-нравственных, патриотических качеств личности, активной гражданской позиции.

Вместе с тем содержание программы направлено на решение задачи улучшения организации культурного досуга дошкольников, школьников, на создание условий для массовой их занятости в соответствии с национальными и региональными культурными традициями.

Реализация данной программы предусматривает совместную творческую дея-тельность детей и взрослых по возрождению, сохранению и развитию культурных традиций Вологды. 

Содержательным материалом данной программы является жизнь Вологды и вологжан во всех ее проявлениях на протяжении многовековой истории существования города. 

Основой содержания программы «Я — вологжанин» являются общечеловеческие ценности, охватывающие основные аспекты развития жизнедеятельности растущей личности: Человек, Семьянин, Гражданин, Патриот, Профессионал, Творец. Программа включает в себя разнообразные формы воспитательной работы, развивающие познавательную активность и творческую деятельность обучающихся по 7 тематиче-ским направлениям. Данные направления программы могут быть включены в план работы дошкольного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования детей, в общешкольный план воспитательной работы и т.д. 

Для эффективной реализации программы прилагается План общегородских тематических мероприятий. 

Содержание программы и ее основные тематические направления:

1.»Восхождение к истокам» — формирование у юных вологжан представлений о «малой родине» через краеведческую работу;

2.«Гордится Вологда их именами» — воспитание юных вологжан на примере жизни замечательных людей города Вологды;

3. «Память рода» — воспитание привязанности к семейным традициям и цен-ностям;

4.«Дом, в котором я живу» — воспитание у юных вологжан позиции хозяина родного города;

5.«Юные таланты Вологды»— формирование у молодого поколения чувства сопричастности к родному городу средствами искусства и художественного творчества;

6.«Все флаги в гости» — укрепление гуманистической позиции по отношению к окружающим людям, формирование доброжелательности, толерантности, миролюбия;

7.«Мой подарок Вологде».

1.»Восхождение к истокам»

Нельзя быть достойным гражданином, не осмыслив историю своего края. В рамках реализации данного направления программы рекомендуются многообразные формы деятельности, связанные с изучением фактов, свидетельствующих об основании города, выдающихся событиях, отразившихся в многовековой истории города.

Юные вологжане могут принять участие в краеведческих школьных и областных конкурсах и конференциях, тематических мероприятиях областного истори-ко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Полезно ознакомиться с данными археологических раскопок, проведенных учеными в разные годы на территории города Вологды.

Увлекательным будет и составление схемы-плана старого города, с показом расположения крепостных стен, земляного вала, рва; сопоставление этого плана с планом нынешнего города. Интересно проследить смену гербов Вологды.

Можно разработать экскурсионные маршруты и провести экскурсии для своих друзей, родителей, учащихся младших классов, гостей из других мест по улицам и площадям Вологды, познакомив их с прежними названиями, рассказав об особенностях архитектуры, показав дивные творения и церковного, и светского назначения. Экскурсии могут быть посвящены даже одной улице, одной площади, одному зданию.

Можно провести школьную конференцию «Прошлое Вологды по архитектурным данным», организовать беседы с детьми по теме: «Рождение города Вологды, его название и герб», организовать устный журнал по теме: «Славные страницы истории Вологды», «Вологодские древности» и т.д.

Можно организовать выставку рисунков «Самый красивый дом в Вологде», оформить фотовыставку «Мой любимый уголок в Вологде»и т.д. 

Своими размышлениями юные вологжане могут поделиться с одноклассниками, при написании коллективного сочинения на темы: «В Вологде какого века я хотел(а) бы жить и почему?», «Почему я называю Вологду своей малой Родиной», «Для мня Вологда — это…», «И не порвется связь времен», «Спасибо Вологде моей «.

Предлагается собрать материал об истории улиц, учебных заведений, мона-стырей, церквей, памятников города Вологды. Написать историю детского сада, своей школы, собрать и оформить материал об учителях и выпускниках школы.

Предлагается принять участие в городской научно-практической конференции «Мир через культуру», игре «Колесо истории города Вологды» и др. 

В 2012 году исполнилось 865 лет городу Великий Устюг, 1050 лет городу Бе-лозерск и 615 лет Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову монастырям. Полезно по-знакомиться с историей этих мест, побывать в них на экскурсиях. Провести в классе различные мероприятия, в ходе которых ещё больше узнаешь об этих событиях. 

В рамках реализации направления «Восхождение к истокам» дошкольникам можно посетить Вологодский государственный историко-архитектурный и художест-венный музей-заповедник. Научные сотрудники музея познакомят их с уникальной коллекцией народного костюма Вологодской области, с традиционными ремеслами, народными подвижными играми Вологодского края. Кроме того, представиться воз-можность увидеть уникальную коллекцию  кукол Вологодской области, познакомиться с техниками изготовления народной куклы.

Воспитатели могут провести экскурсии для дошкольников по берегу реки Воло-гды, улицам родного города, к историческим памятникам, различным общественным зданиям (больница, библиотека, почта, дом культуры, спортивные сооружения, школы, и др.). Предлагается организовать фотовыставку «Любимые места горожан», «Милый сердцу уголок».

Можно провести цикл познавательных занятий на следующие темы: «Город Во-логда — прошлое и настоящее», «Моя Родина — Вологодчина!».

Дошкольникам предлагается оформить альбомы: «Достопримечательности моего города», «Красная книга Вологодской области», «Птицы Вологодской области».

В рамках реализации проектной деятельности родителям совместно с детьми предлагается подготовить и презентовать проект «Такой город в России один…», «Город славный, город древний».

2.»Гордится Вологда их именами»

Судьбы многих выдающихся людей переплетены с судьбой Вологды. Это те люди, масштаб влияния личности которых, на развитие жизни вологжан, далеко выходит за пределы общераспространенного. В рамках реализации данного направления программы, юным вологжанам предлагается собрать материал о таких людях, написать сочинение, заметку, реферат, выступить с сообщением. Пусть о них знает и помнит ны-нешнее поколение вологжан.

Можно подготовить и провести цикл устных журналов на темы: «Имена вологжан в науке и технике», «Герои войн разных времен», «По следам открытий вологодских ученых-историков «, «Деятели искусства», «Золотые страницы в отечественной литературе» и др. Оформить в своем образовательном учреждении стенд о таких людях: «Ими гордятся земляки», «Они учились в нашей школе», «Им жить вечно».

Коллективно подготовить классный рукописный литературно-исторический сборник очерков: «Хочу рассказать об этом человеке».

Организовать экскурсии в музеи, в картинную галерею, в мастерские воло-годских художников, на предприятия города. Провести встречи с учеными, писателями, заслуженными деятелями искусства, культуры, мастерами спорта, заслуженными учителями, ветеранами труда, почетными гражданами города Вологды, людьми, имеющими награды за боевые заслуги и т.д.

Составить кроссворды, викторины, ребусы, вопросники для интеллектуальных игр различного типа по тематике «Знаменитые люди Вологды».

6 образовательных учреждений города Вологды возглавляют директора, ко-торым присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»: Н.Ю. Сте-панова — директор МОУ «Гимназия № 2», Г.А. Зарайская — директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», С.Ю. Разина — директор МОУ «Средняя общеоб-разовательная школа № 5», И.И. Михайлова — директор МОУ «Средняя общеобразо-вательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8», Е.В. Хашко — директор МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 10», В.Н.Митрофанова — директор МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи».

За доблестный труд во благо города Вологды пятидесяти четырем вологжанам присвоено звание «Почетный гражданин города Вологды». 

В списке почетных граждан некоторые из них: Бам Абрам Наумович — Воло-годский фотохудожник, ветеран Великой Отечественной войны, Ильин Владимир Александрович — директор учреждения РАН «Институт социально-экономического развития территории РАН», доктор экономических наук, Корбаков Владимир Нико-лаевич — народный художник России, действительный член Российской академии ху-дожеств, ветеран Великой Отечественной войны, Судаков Валерий Васильевич — доктор педагогических наук, до 2012 года возглавлявший Вологодский институт развития образования, и другие.

Более 70 лет прошло с начала Великой Отечественной войны. С каждым годом все меньше и меньше остается живых свидетелей этой страшной трагедии 20 века. Важно организовать с ними встречу, записать их воспоминания, по возможности, оказать им посильную помощь. Не забыть поздравить ветеранов с великим праздником Победы! 

Кроме этого в рамках реализации данного направления программы, юным во-логжанам предлагается принять участие в реализации социально-значимого проекта «Вологодчина-земля героев». Важно активизировать работу по увековечению памяти Героев России, выпускников школ, выдающихся граждан, связанных с историей города Вологды и выдающихся граждан Российской Федерации. Для этой цели необходимо спланировать поисковую работу с обучающимися 5-11 классов по сбору материалов о Героях-вологжанах.

Результаты поисковой работы школы можно представить в различной форме: 

1) Подготовить пакет документов на присвоение школе имени Героя или открытие мемориальной доски. 2) Оформить стенд «Помним и гордимся». 3) Разместить ин-формацию на сайте школы и сайте Управления образования. 4) Представить проект-но-исследовательские работы на городской научно-практической конференции «Мир через культуру» на секции «Никто не забыт» и городских Завитухинских чтениях.           5) Оформить экспозицию в школьном музее, или открыть музейную комнату.

В 2012 году трем школам присвоено имя выдающихся вологжан, связанных с историей города Вологды. Средней общеобразовательной школе № 13 5 апреля 2012 года присвоено имя Героя Российской Федерации Завитухина Андрея Анатольевича, выпускника школы, погибшего при исполнении служебных обязанностей в Чеченской республике в 2000 г. Средней общеобразовательной школе № 25 5 апреля 2012 года присвоено имя Героя Российской Федерации Баталова Игоря Адольфовича, выпускника школы, кадрового офицера, служившего в Чеченской республике, Средней общеобра-зовательной школе № 29 13 ноября 2012 года присвоено имя Попова Алексея Алексее-вича, ветерана Великой Отечественной войны, ветерана Вооруженных Сил СССР, полковника запаса, отличника народного образования, ветерана педагогического труда, основоположника юнармейского движения в городе Вологде и Вологодской области.   27 мая 2013 года МОУ ДОД «Детский морской центр «Меридиан» присвоению имя Адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, легендарного флотоводца: комиссара Военно-морского флота СССР, Главнокомандующего Воен-но-Морскими Силами СССР, адмирала флота. Его жизненный путь — яркий пример бескорыстного служения Отечеству. 

Важно способствовать формированию у юных вологжан активной гражданской позиции на примере доблестного подвига соотечественников, и работу в школах по увековечению памяти героев необходимо продолжать.

3.»Память рода»

Вологодский поэт С. Викулов призывал: «Почувствуй стык времен плечами… ты человек… ты ПАМЯТЬ РОДА».

В рамках реализации данного направления программы юным вологжанам предлагается вместе с родителями составить родословное древо своей семьи. Написать сочинение на тему: «Листаю страницы семейного альбома», «По воспоминаниям моих родных». Сочинить рассказ на тему: «История моей семьи в истории Вологды и страны», «Наши семейные традиции», «Наша семейная реликвия», поучаствовать в семейных праздниках, проводимых в микрорайонах города. Принять участие в городском фестивале творчества детей, родителей и педагогов «Все о тебе, моя Россия!» и т.д. 

Дошкольникам предлагается принять участие в игре под названием «Бабушкин сундучок». В ходе данной игры в группе появится музей. Детям, нашедшим в «Бабуш-кином сундучке» экспонаты для музея, предоставляется возможность о них рассказать. Воспитанники будут гордиться тем, что в музее остаются предметы, собранные ими. Кроме того, можно экспонировать фотографии и фотодокументы из архивов семей воспитанников детского сада.

4.»Дом, в котором я живу»

Юным вологжанам предлагается принять участие в конкурсах «Дом, в котором я живу», «Вологодские дворы», «Красота моей улицы» и городском социально-значимом проекте «Цветущий город». Поучаствовать в разработке и реализации проектов оформления и оборудования детских площадок и подъездов домов; благоустройства дворов, улиц, ведущих к школе.

Принять участие в озеленении и цветочном оформлении класса, школы (гимназии, лицея), учреждения дополнительного образования, а далее скверов, парков, газонов города. 

Дошкольникам предлагается принять участие в акциях: «Покормите птиц зимой», «Зеленый патруль», «Памятник», «Озеленение территории детского сада», «Трудовой десант». Можно организовать презентацию творческих проектов «Улица, на которой я живу». Ребята совместно с родителями могут проводить мини-исследования о том, в честь кого названа улица, на которой они живут, какие достопримечательности на ней находятся; следующим этапом является знакомство с достопримечательностями род-ного города и его окрестностями. 

По итогам прогулочных мероприятий можно оформить гербарий местных рас-тений. Можно организовать выставку плакатов — проектов: «Каким я хотел бы видеть наш город», «Вологда — город, в котором мы живем».Педагогам предлагается оформить дидактические и настольные игры по краеве-дению: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Я — фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом род-ной» и т.д. 

5.»Юные таланты Вологды»

В рамках реализации данного направления программы юным вологжанам предлагается подготовить свой проект сценария праздника, посвященного Дню города Вологды, Дню рождения образовательного учреждения, который можно провести в классе (группе), в школе (гимназии, лицее) или в масштабах всего города. Составить проекты программ праздничного концерта «Любимая моя Вологда», «Славный край Вологодский», принять участие в мероприятиях. 

Участникам программы предлагается изучить историю вологодских ремесел, художественных промыслов, попробовать свои силы в тех из них, которые возрождаются в Школе традиционной народной культуры (ул.Мальцева дом 31,тел.25-25-92), во Дворце творчества детей и молодежи (ул.Ленинградская дом 5, тел.72-22-51), в  Центре народных промыслов «Резной палисад» (ул. Засодемского, 5, тел. 72-04-85), в Музее кружева (филиал Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Кремлевская площадь, 12, тел. 72-16-56) и т.д. 

Оформить в образовательном учреждении выставку «Творим кpacoту». Принять участие в городском фестивале дошкольных образовательных учреждений «Таланты земли вологодской», принять участие в школьном, городском фестивале детского творчества, конкурсах «Юные таланты», выставках декоративно-прикладного творчества и др.

Организовать творческие встречи класса с учащимися художественной, му-зыкальных школ, детского музыкального театра, молодежного экспериментального театра-студии «Сонет», творческих коллективов Дворца творчества детей и молодежи и др.

6.»Все флаги в гости»

Миролюбие, доброжелательность, гостеприимство, радушие и сердечность — характерны для жителей города Вологды. Позитивный культурный имидж города ук-репляют международные промышленные выставки «Русский лен» и «Русский лес». Важно, чтобы дружеские связи, установившиеся с учащимися других городов области России и других стран крепли год от года. 

В рамках реализации данного направления программы юные вологжане узнают о городах-побратимах города Вологды: Коувола, (Финляндия), Страсбург и Эланкур (Франция), Бардейов (Словакия), Мишкольц (Венгрия), Гродно (Беларусь) и Бургас (Болгария). 

В рамках программы можно организовать обмен делегациями представителей общеобразовательных учреждений с целью обмена опытом и совершенствования на-выков владения иностранными языками. Принять участие в викторине «Что я знаю о городах — побратимах города Вологды?», в конкурсе прикладного творчества (ново-годних сувениров) «Рождество в кругу друзей», в интеллектуальной игре «Умники и умницы» по истории городов-побратимах и др. 

Для дошкольников предлагается организовать мероприятия, направленные на формирование у них планетарного сознания, а именно воспитание личности ребенка в духе ненасильственного отношения к природе и обществу, формирование чувства сво-боды, независимости, толерантности, миролюбия, умения работать и жить в сотрудни-честве и согласии с другими людьми. В рамках данного направления предлагается провести тематические занятия о правах ребенка «Нет ничего дороже жизни», «Жители и гости нашего города».

7.»Мой подарок Вологде»

Юным вологжанам предлагается подготовить подарок родному городу. Со-вместно с педагогами, родителями, одноклассниками нужно подготовить и реализовать свой замысел, чтобы принести максимальную пользу родному городу и доставить радость себе и окружающим. В рамках реализации данного направления программы юные вологжане примут участие в реализации городского социально-значимого проекта «Вологда город добра и заботы», «Город детства», «Цветущий город» и т.д. 

Дошкольники совместно с родителями могут оформить книгу предложений «Сделаем Вологду краше».

В мае можно провести акцию «Пусть наш город будет чистым!», в рамках которой родителям и детям предлагается очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке де-ревьев, цветов и т.д.

Основные задачи образовательных учреждений города Вологды вреализации программы «Я — вологжанин»

  1. Формировать у юных вологжан гражданско-патриотического сознания,чувства сопричастности к жизни города;
  2. Развивать познавательные интересы школьников, потребности в познании истории, культуры, традиций города и горожан;
  3. Расширять опыт социально значимой деятельности посредством привлечения детей к работе по возрождению, сохранению и приумножению исторических, культурных ценностей Вологды и вологжан;
  4. Создавать условия для творческой самореализации юных вологжан по раз-личным направлениям: в познании многовековой истории и культуры, в возрождении и приумножении народных традиций, в благоустройстве родного города, в творческом самовыражении.Приложение к программе: «Перечень тематических общегородских меро-приятий».

Приложение к программе: icon «Перечень тематических общегородских мероприятий» (135 Кбайт).

                                             icon План городских мероприятий в рамках программы «Я — вологжанин» (94.5 Кбайт)


Концепция патриотического воспитания детей в школах города