Трудные годы Великой Отечественной войны явились отправной точкой начала существования 7 школы

23 июня 1943 г. постановлением СНК РСФСР под № 671 и решением облисполкома от 13 августа было решено создать в Вологде мужскую неполную среднюю школу № 7 в поселке Льнострой. В нашем городе не так много школ, которые появились в годы войны с немецкими захватчиками.

Репортаж  7 школы:https://s10007.edu35.ru/75-letiyu-pobedy-posvyashchaetsya-reportazhi


Трудные годы Великой Отечественной войны явились отправной точкой начала существования 7 школы.

Ты родилась в дни Великой войны.
Достойных сынов отдала для страны.
Делами своими прославилась ты
И дерзкие в жизнь претворяла мечты

– гласит текст гимна Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7».

23 июня 1943 г. постановлением СНК РСФСР под № 671 и решением облисполкома от 13 августа было решено создать в Вологде мужскую неполную среднюю школу № 7 в поселке Льнострой. В нашем городе не так много школ, которые появились в годы войны с немецкими захватчиками.

В годы Великой Отечественной войны педагогические и ученические коллективы школ составили крупное формирование тылового социума, осуществлявшее широкую общественно полезную деятельность. Беря пример со своих учителей, школьники военной поры как могли, не жалея сил, приближали миг долгожданной Победы. Среди них были и те, чьи имена навсегда связаны с нашей школой.

Людмила Михайловна Муранова, учитель немецкого языка

Помню всё. У нас во дворе стояла зенитка, и когда над Вологдой летали вражеские самолёты, она стреляла. Мама собирала вещи и мы прятались под деревянными мостками. А зенитка всё стреляла и стреляла.. Я мечтала учиться в музыкальной школе, но не удалось- началась война

Костыгова Нинель Николаевна, учитель физики, директор школы с 1964 по 1980 год.

Помню начало войны. Было воскресенье, нам было по 16, закончился учебный год, мы всем классом поехали кататься на лодках, а когда вернулись, город стоял страшно молчаливый, и в воздухе носилось только одно слово «война». Мы провожали своих мальчишек на призывные пункты. Из 16, учившихся в нашем классе, вернулось только 8. А 8 парней погибли и похоронены вдали от дома. Помню их всех.

Зелянина Нона Александровна, учитель начальных классов

Было тяжело, голодно, холодно, но мы продолжали учиться, не взирая ни на что. Была тяга к знаниям. После уроков бежали в госпиталь, который находился рядом со школой. Там нас уже ждали раненые солдаты. Мы читали им письма из дома, где их ждали родные и близкие, а здесь мы делали всё, чтобы они не чувствовали себя одинокими: помогали писать ответы, устраивали грандиозные концерты, пели им песни, а он пели вместе с нами

Виноградова Глафира Ивановна – учитель географии

Родилась я до войны, училась в школе №1, раньше в этом здании были 2 школы (21 образцовая и 22 краснознаменная, в которой училась я). В здание нынешней 1-ой школы (у пешеходного моста) наша школа была переведена в первые годы ВОВ из здания нынешнего политехнического университета. Это первое здание политеха, у сквера. Там, в том здании расположился госпиталь. Помню первый день войны – 22 июня 1941 года – воскресенье, был жаркий летний день, мы – дети купались в реке напротив нашего дома. И вдруг я увидела, что у раскрытых окон нашей квартиры на улице стали останавливаться прохожие. Мы вышли из воды и подойдя к дому услышали сообщение по радио о начале войны. Тут же было сообщение о мобилизации. Один за другим уходили на фронт родные: сестра – фармацевт сначала была на Калининском фронте, затем на Сталинградском. Там она и погибла в сентябре 1942 года.. Она была начальником аптеки.

Юношей – десятиклассников, в том числе и брата, мобилизовали сразу после окончания школы. Несколько месяцев он был в учебном отряде, затем был отправлен на фронт в звании лейтенанта, воевал в артиллерийских войсках на Юго-Западном фронте. Закончил войну в Румынии.

Помню озабоченные лица взрослых в ожидании писем. Письма приходили треугольные, на листочках с изображением А.В. Суворова и его слова «Воюют не числом, а умением». Очень боялись писем в конвертах. И первый такой конверт мы получили в сентябре 1942 года – извещение о гибели сестры под Сталинградом. Затем- извещение о гибели моего дяди (брата папы), далее о гибели мужа старшей сестры. Их имена занесены в Книгу Памяти Вологодской области, а имя сестры увековечено ещё на Мамаевом кургане, в зале Боевой славы.

Запомнился темный вечерний город, светомаскировка, улицы не освещались, очень частые позывные воздушной тревоги. В школе висел огромный колокол и, если звенел необычный звонок (подавали его колокольчиком), а бил колокол – мы отправлялись в бомбоубежище. Зенитки наши были на чеку и город ни разу не бомбили. А немцы рвались к Вологде, т.к. город – крупный транспортный центр: через Вологду проходят дороги Архангельск – Москва, Санкт-Петербург – Екатеринбург (Свердловск). По этим дорогам шли грузы, боеприпасы, продукты в Ленинград, а когда началась блокада города, в Ленинград продукты доставляли по Ладоге – «Дороге Жизни».

И в войну, и после ее окончания мы очень голодали. Хлеба по карточкам выдавали по 300 гр. на детей и неработающих мам, а рабочим по 400гр. Мы занимали очередь, чтобы выкупить хлеб и зорко смотрели на весы, и если был маленький кусочек – довесок, мама разрешала его съесть по дороге. Но, как правило, довесочков не было. Ели картофельные очистки, колоб, летом лебеду, различные травы. В ход шли крапива, кислица, ботва от свеклы.

У Александра Яшина, нашего земляка, есть такие строки:

«В голоде,
В холоде,
В городе
Вологде
Жили мы весело,
Были мы молоды!»

Но даже в такое трудное время в Доме пионеров работали кружки (танцевальный, акробатический, хор и др.), и мы, будучи их участниками, выступали в госпиталях, нас очень ждали раненые, часто помогали им написать письма родным, что-то почитать.

Время шло, мы взрослели, и нас летом и осенью отправляли в колхоз, чаще всего в колхоз им. Ленина. В зимние дни снимали с уроков на расчистку железнодорожных путей от заносов, приходилось выгружать, вытаскивать баграми из реки бревна из плотов, пилили их на берегу, эти дрова шли на отопление госпиталя и школы. К берегу причаливали баржи со скотом, скот отправляли на бойню, а мы со взрослыми чистили эти баржи, промывали, чтоб отправить за следующей партией.

Помню, как в январе 1944 года нас отправили на заготовку леса в 20 км от города. Там вручную пилили лес, обрубали сучья. А как были одеты? Брюк же не носили девушки, правда валенки были. В 1943-1944 годах по просьбе пошивочного цеха при бойне, где шили полушубки и рукавицы для фронта, в составе комсомольской бригады выполняли целый ряд работ: чистили меха овчины, сшивали мелкие куски, пришивали крючки, сшивали парами рукавицы, упаковывали, убирали помещение. Работали во внеурочное время, а летом 1944 г. по просьбе руководства цеха, работали весь июль и август. Позже работа наша была отмечена – нас наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». А в 1995 г. награждена юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

У поэта Юрия Воронова есть такие строки:

«В военных днях мы так и не узнали
Меж юностью и детством где черта?
Нам в 43-м выдали медали
И только в 45-м паспорта».

Мы, 15-ти – 16-ти летние, в голод и холод учились и трудились. Мы выжили в этой страшной войне. Это великое счастье.

Наконец – Победа! 9 мая 1945 года. Ночью было сообщение по радио о победе. А утром поднялся весь дом, все жители. Ведь раньше жили в коммунальных квартирах. Все направились на площадь Революции (около вечного огня), там собрался почти весь город: кто плакал, кто смеялся, играл духовой оркестр. Незнакомые люди обнимались, поздравляли друг друга. До сих пор помню плачущих навзрыд женщин, потерявших мужей, детей.

Стали возвращаться с войны. Из всех ушедших родных вернулся брат – старший лейтенант, весь в орденах и медалях, ушел на фронт мальчиком, а вернулся зрелым мужчиной- закаленный в боях, красивый, высокий, подтянутый. После войны он работал в органах МВД (тогда НКВД) …

Не обожжённые сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину, –
Конечно, мы смотрим глазами иными
На эту большую войну.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс.
…Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же полными слёз.
(Юрий Поляков «Ответ фронтовику»).

Никто не должен забывать всех ужасов Великой Отечественной войны. Ту цену, которые отдали сотни людей в этой борьбе. Забыть — это значит предать настоящее и прошлое. Наша задача сейчас — это помнить и чтить память тех людей, благодаря которым живем мы.

У времени есть своя память — история. И мы должны помнить…