МОУ «СОШ №11» в 1942-1943 учебном году функционирует как неполная средняя женская школа №24

Учителя Вы в нашем сердце остаётесь навсегда…

С началом войны резко изменился привычный ритм жизни города. Уже в первые месяцы войны Вологда оказалась в прифронтовой полосе. 

Пустынно на ночных улицах. Хождение без пропусков запрещено. Военные патрули проверяют документы редких прохожих. Очереди у магазинов за хлебным пайком. Постоянно отключают свет и воду. Холодно на работе и дома. Раскопаны под картошку все пригодные клочки земли.

Рядовые вологжане ценой неимоверных усилий поддерживали воюющую армию. Жители Вологды внесли свыше 1 миллиарда рублей в общенародную победу над фашизмом. Только в строительстве эскадрильи самолетов «Героическому Ленинграду» доля вологжан составила около 30 миллионов рублей. 

Директива немецкого командования за № 21, подписанная в ставке фюрера 18 декабря 1940 года, вошла в историю как план «Барбаросса». Судя по этому документу, Вологодская область должна была подвергнуться оккупации в ходе кратковременной военной кампании. Через четыре месяца после начала войны Гитлер несколько скорректировал свои далеко идущие планы. В служебном дневнике начальника Генштаба генерал-полковника Франца Гальдера появляется запись: «Задачи на будущий (1942 год) … Овладение Вологдой — Горьким. Срок — к концу мая». Фигурировал наш край и в планах финского командования. По мнению главнокомандующего войсками Финляндии маршала Густава Маннергейма, овладение Мурманском, Кандалакшей, Беломорском и Вологдой «имело решающее значение на всем фронте Северной России».

13 февраля 1942 года облисполком обязал Вологодский горсовет мобилизовать для разделки дров для паровозов на станции Вологда на два месяца до 200 горожан.

Выписка из книги приказов 1942 года НСШ №24

Проблем у школы было много. Так, весной 1942 и 1943 годов отмечались вспышки инфекционных заболеваний – чесотки, дифтерии, скарлатины, кори, тифа. В связи с особенно большим количеством заболеваний в НСШ № 24 учителям вменялось в обязанность ежедневно осматривать учащихся – волосы, белье, верхнюю одежду, проверять санитарное состояние семей. Всех детей до пятого класса рекомендовалось остричь. Горкомхоз установил день в неделе для мытья учащихся школ в бане и предоставлял необходимое количество настоящего мыла.

Летом на основе постановления ОК ВКП (б) и облисполкома от 5.06.1942 года учительницы школы № 24 (ныне №11) Низовцева и Бухарева были направлены руководителями ученических отрядов в Рабоче-крестьянский сельсовет.

В честь празднования 24-й годовщины Красной Армии вологжанами отправлены на фронт посылки с 300 кг сливочного масла, 100 кг печенья, 100 кг сыра, 800 кг колбасы. Для солдат и офицеров собраны махорка, бумага и теплые вещи. Для обеспечения отопления проводят дни школ, и шефы нашей школы (пивзавод) помогают в перевозке и распиловке дров.

ГК ВКП (б) при анализе отчета гороно за 1942–43 учебный год отмечает:

  • «Директор школы № 11 Дилакторская В.В. имела много положительных моментов в работе».
  • «Лучшим учителем этой семилетки можно назвать учителя  начальных классов Страхович. Дети у нее умеют читать по слогам четко и громко, вовремя закончили букварный период».
  • «Хорошо поставлена методическая работа».
  • «Учитель истории не посещает никаких лекций для собственного развития».
  • «Учитель географии очень неопытен.  Его ученики не могут дать связного ответа на поставленный вопрос».

Контрольные работы 1942-43 учебного года

I полугодие

Сочинение 7 класс.

  1. Гимн борцу — победителю в творчестве Горького;
  2. Обличительное значение произведений Чехова;
  3. Моя Родина.

II полугодие

  1. Горький и Маяковский — великие патриоты соцреализма;
  2. Мое будущее;
  3. Образ русской женщины;
  4. Мотивы песен народов СССР;
  5. Любимый литературный герой;
  6. Личное и общественное в жизни Павла Власова.

Диктант 4 класс.

Красные ракеты.

Раннее летнее утро. Солнце поднялось, проснулся лес. Наступил боевой день. Около нас разорвался снаряд. Враг близко. Скоро заговорили пулеметы, а потом орудия. Нам предстоял бой на открытой местности. Простреливал каждую лощинку, бугорок, канавку. До выступления оставались минуты. Умолкли орудия. Прекратилась стрельба. На командном пункте взлетело несколько красных ракет. Бойцы по команде Сидорова начали перебежку. Примерялись красноармейцы к местности. Используя каждую канавку, каждый бугорок, все ближе подвигались бойцы к расположению врага. Жаркий был день.

Через Вологду за годы блокады прошли 216 эшелонов и 186 тысяч человек. Выжившие после войны или вернулись в Ленинград, или уехали в другие города страны. Из блокадного Ленинграда эвакуированы наши учителя математики Анна Васильевна Красикова и Елизавета Васильевна Антипова, из Мурманска – учительница начальных классов Василевская Наталья Николаевна. Пять тысяч блокадников остались и связали свою судьбу с Вологодчиной. В их числе Антипова Елизавета Васильевна.

Антипова Елизавета Васильевна родилась в городе Твери 10 октября 1921 года. Студенткой Ленинградского педагогического института встретила войну. С первых дней обороны Ленинграда работала в студенческой пожарной команде, сооружала противотанковые рвы, сдавала кровь для раненых бойцов. 31 марта 1942 года эвакуировалась. Вернулась в Вологду и до выхода на пенсию работала учителем математики в 11 школе. Награждена медалью «За оборону Ленинграда». 

Муж, Антипов Николай Петрович, тоже блокадник, с 1947 года до выхода на пенсию работал преподавателем, заведующим кафедрой, доцентом, деканом. Он был кандидатом наук.

Из воспоминаний: «В блокадном Ленинграде была до 31 марта 1942 года. Начало войны. Я живу и учусь в областном учительском институте на 1-й линии Васильевского острова, дом 5. После объявления блокады вскоре переехала на М. Посадскую, дом 26, в общежитие института им. Покровского. Стала студенткой (переводом) института им. Герцена. С ним и эвакуировалась через Ладожское озеро, по сильно растаявшему льду. Трехэтажное здание на 1 линии нуждалось в немедленной подготовке к защите от налетов вражеской авиации. Была организована «пожарная команда» в составе 5 студенток, в которой была и я. Над крышей была построена вышка («избушка на курьих ножках»), в ней члены команды во время налетов дежурили, сообщая по телефону видимую обстановку вокруг дома, как-то: куда упали бомбы, где появлялась сигнализация с крыш, из окон и т. п. А сигнализация была всякая – и красная, и зеленая, и другими огнями. 

На чердаке: наносили и распределяли кучи песка, большие железные бочки с водой, соответствующие рукавицы для переброски зажигательных бомб в песок, в воду. Деревянные части были окрашены противозажигательной смесью. За погашенную бомбу выдавали по приказу руководства премию в 50 руб. Было погашено 2 бомбы, пока мы были в этом здании. После нас там был развернут госпиталь для раненых. 

По призыву по радио «Раненым необходима кровь!» дружно шли на 2-ю Советскую, в Институт переливания крови, и сдавали кровь, после чего получали хороший обед и буханку хлеба. Работала на оборонных линиях. Особенно трудны были 2 случая. Под Шимском, куда приехали на поезде многие сотни жителей Ленинграда, рыли окопы. Было жарко, некоторые разделись. Вдруг поступили сигналы: надо немедленно уходить, так как немцы прорвались через нашу оборону. Бежали, многие без вещей, которые оставили в домиках. Ночью шли пешком, днем прятались от бомб в сараях или кустах, если были рядом. Тут узнали, что такое спать на ходу, держась за случайную телегу, на которой были вещи и больные. Другой случай. На Карельском перешейке углубляли противотанковые рвы, стоя в уже покрытой тонкой коркой льда воде. Высота отвесной стенки должна быть не менее 3 м, а там были места значительно ниже 3 м. Мокрые ноги, но никого это не останавливало. По возвращении всегда был горячий суп, чай, теплая печка в доме, где жили. Из 5 человек нашей «пожарной команды» двое погибли. Одну вынесли из вагона во время эвакуации, другая умерла, не доехав до дома в Котласе. Никакая помощь уже была не нужна, хотя делали все возможное, чтобы спасти. При эвакуации на остановках многих выносили из вагона… Вечная им память!»