75 — летию Победы посвящается – Вечерняя школа №1 г. Вологды

«Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену
Продержались, выжили, смогли!»
Валентина Салий

Великая Отечественная война – символ величайшей трагедии и бессмертия народа – все глубже уходит в историю. Каждый год страна чествует ветеранов, вспоминает тех, кто погиб за Родину. Живые им вечно должны!
Редеют ряды ветеранов войны и труда. Жены и вдовы фронтовиков уходят следом… Горькая память о былой войне перешла их детям.
Дети войны – последнее поколение людей, опаленных войной, её живые свидетели.
Дети войны — поколение неоднородное.
Часть из них родились за десятилетие до начала войны. Эти дети в свои 10-12 лет стали взрослыми в одночасье: работали в колхозах, на фабриках, заводах, заменяли родителей младшим. Младшие же лишились детства. Чудо, что они вообще выжили: в голоде, холоде, под бомбежками… Сколько детских жизней отняла война, кто считал?
Другое чудо – дети, рожденные во время войны. Как выкормили их голодные матери? Как выпестовали старшие сестренки и братишки, да древние бабушки, не годные на работу…
Третье чудо: какое замечательное поколение выросло из детей войны! Это они восстанавливали разрушенную страну, поднимали целину, создавали космическую промышленность. Это поколение «шестидесятников».
Сколько больших поэтов, писателей, художников, музыкантов среди детей войны! Невероятная тяга к образованию, высокий уровень культуры, самоотверженность — это поколение дало лучших учителей, врачей, инженеров, ученых.
9 мая — особый праздник, день памяти о тех, кто шел навстречу смерти во имя спасения Родины, и кто трудом своим в тылу приближал победу.
Среди них были и дети военных лет. Пусть никогда не будет войны. Дети должны жить в мире и радоваться счастливому детству.
( Дети войны : [воспоминания о военном детстве / ред.: Седова А.А.]. – [Вологда : б.и.], 2010. – 92 с. )

Подольный Исаак Абрамович родился в г. Вологде 15 сентября 1929 г.
Его отец был адвокатом, мама была преподавателем музыки и руководителем хора Дома Пионеров. Исаак Абрамович в 1947 г. окончил школу № 1 г. Вологды. В 1953 году окончил естественно-географический факультет.
После окончания института работал в школе № 1 г. Вологды (1955 – 1961 гг.), директором школы № 7 г. Вологды (1959 – 1962 гг.), заведующим кафедрой химии Вологодского педагогического института (1967 – 1977 гг.). В 1966 г. ему присуждена ученая степень кандидата химических наук. Его диссертационное исследование посвящено изучению защиты металлов от коррозии, а практические рекомендации, созданной им в Вологде исследовательской лаборатории, с успехом внедрялись на заводах г. Череповца.
В 1969 г. утвержден в ученом звании доцента кафедры химии. С 1979 г. по 1993 г. был деканом факультета повышения квалификации директоров школ отдела народного образования. С 1993 г. по 1996 г. работал на должностях доцента кафедры химии Вологодского государственного педагогического института (с 1995 г. Вологодский государственный педагогический университет), а с 1996 г. по 2009 г. – профессора кафедры химии Вологодского государственного педагогического университета.

Из воспоминаний военных лет:

«В 1943 году, когда на фронтах жарко пылало пламя огня, он 14-летним мальчишкой чем мог помогал врачам и санитарам вологодского госпиталя № 1165. Мне тогда было 13 лет, а моему старшему брату – уже 14. Мы решили сбежать на фронт немцев бить. Кое-как добрались до Череповца, но тут припасы закончились, и мы начали лазать по огородам, чтобы найти пропитание», – рассказывал Исаак Подольный. – «Вот тут-то нас и поймали. Брата моего как достигшего 14 лет отправили на работу на вологодский завод, а меня – в госпиталь, где работала мама. Это был госпиталь № 1165, и располагался он в здании нынешнего железнодорожного техникума около вокзала».
В годы войны Вологда была одним из важнейших в стране центров по эвакуации раненых. Здесь находились распределительный эвакуационный пункт и 18 госпиталей».
Большинство из них располагалось в районе железнодорожного вокзала на базе лечебных и образовательных учреждений. Но школы в большинстве своем продолжали работать. Вот и Исаак Подольный днем ходил в школу, как все мальчишки, а после занятий бежал в госпиталь. «Приходишь, там дадут миску каши и кусок хлеба – это уже хорошо, ведь с продуктами было в городе негусто. Звали нас не санитарами и не помощниками, а «подай-прими». Мы и оформлены не были. И в обязанности наши входило бегать по поручениям врачей и санитарок: принести медицинскую карту, съездить за лекарствами на склад, который находился в Спасо-Прилуцком монастыре, относить из корпуса в корпус бумаги. Еще помогали кормить раненых и писали письма», – вспоминал Исаак Абрамович.

Из воспоминаний о школе:

«После окончания пединститута в 1953 году я по распределению был назначен учителем химии и биологии «Вечерней школы рабочей молодежи № 1» г. Вологды. Звали эти школы ШРМ, а в народе иногда «шарамыгами». Но если говорить серьезно, то такое обидное название мало подходило к вечерним школам, какими они были в середине пятидесятых годов. Занимала она верхний этаж «Первой мужской школы» у Красного моста, и горел там свет в окнах с вечера и почти до полуночи. Обе школы дружно сосуществовали в одних и тех же классах. Главным отличием от нынешних школ было то, что учились в ШРМ в большинстве своем те люди, кто не смог получить образование из-за войны, послевоенной разрухи и нищеты. Они знали, зачем пришли в школу, и готовы были к большому напряжению.»

Из воспоминаний:

«Когда началась война, мне было 6 лет. Жили мы в деревне Кулига (в Кирилловском районе Вологодской области). В семье было четверо детей, я самая старшая, работать начала рано. Мы помогали в колхозе убирать сено, дергать лен, работали на колхозном огороде.
После окончания Кирилловской школы поступила в Вологодский государственный педагогический институт. Выбрала именно эту профессию, так как очень нравилась учительница в школе. В 1959 г. пришла работать в «Вечернюю школу». Директором в то время был Воробьев Василий Григорьевич (участник Великой Отечественной войны). Проработала учителем русского языка и литературы около 50 лет.
В 1965 году ШРМ №1 получила в полное распоряжение здание школы № 9, по адресу ул. Сергея Орлова 1, стала проводить занятия в две смены и собрала в своих стенах работающую молодежь города. В этом же году были созданы сменные классы.
С особой теплотой Тамара Васильевна вспоминает учителей, которые помогали ей, наставляли в первые годы педагогической деятельности. Это Попов Николай Николаевич, который преподавал литературу, участник Великой Отечественной войны, и Сняткова Наталья Анатольевна, она сама заканчивала «Вечернюю школу», а затем пришла работать учителем химии».

Из воспоминаний внука Александра Попова:

«Попов Николай Николаевич, родом из поморов, родился 8 августа 1913 года в деревне Путятинская Красноборского района Архангельской области. Был старшим сыном, кроме него, в семье было еще трое детей. Летом, когда начиналась навигация, ходил на пароходе по Северной Двине вместе с отцом, который был капитаном. В 1932 году закончил Великоустюгский педагогический техникум и получил назначение в только что появившийся на картах город Нарьян-мар учителем русского языка и литературы.. В 1938 году поступил в Ленинградский педагогический институт. Там же в Ленинграде в 1941 году его застала война. Был призван в декабре 1941 года, но попал не на фронт, а в Ленинградское военно-политическое училище, по окончании которого в мае 1942 года был направлен на Калининский фронт в 224-й отдельный мотострелковый батальон заместителем командира батальона по политчасти. 27 октября 1942 года во время боя у деревни Свиты под Вязьмой, когда поднимал в атаку залёгшую роту, получил первое ранение – пулемётной очередью прошило обе ноги. Восемь месяцев по госпиталям, и в июне 1943 года направлен на Белорусский фронт командиром 247-го отдельного сапёрного батальона . За полтора года непрерывных боёв в сентябре 1944 батальон вышел к берегам реки Висла, при форсировании которой дед получил тяжелейшую контузию, после которой уже не смог вернуться к строевой службе. В 1949 году в Вологде был назначен начальником отдела по борьбе с бандитизмом. В 1953 был комиссован. После этого 20 лет преподавал русский язык и литературу в «Вечерней школе».
Умер он в 1993 году, не дожив четыре месяца до своего восьмидесятилетия.

Из воспоминаний:

«Родилась в 1937 г. Когда началась война, мне было 4 года, поэтому из детства мало что осталось в памяти. Помню только, что очень много болела.
После школы поступила в Вологодский педагогический институт, а после него пошла работать в «Вечернюю школу», которая тогда располагалась в здании «Средней школы №1», учащиеся тогда ходили к семи вечера, а расходились уже часов в 10-11 вечера, а учителя и того позже. Потом благодаря директору Воробьёву Василию Григорьевичу школа переехала в здание на ул. Сергея Орлова 1.
Проработала в школе более 40 лет».

«Моя любимая школа! И хотя я ее давно закончил, но именно она оставила наиболее яркие впечатления и помогла усвоить предметы, в которых ничего не понимал. Выражу особую благодарность Вере Дмитриевне, учителю, заставившему полюбить математику»
Алексей Палей

«На мой взгляд, самый лучший учитель Тамара Васильевна Полянская»
Александр Щекин
«Все учителя в вечерке хорошие были. Особенно запомнилась Вера Дмитриевна, всегда поражался ее выдержке, терпению и оптимистичному взгляду на жизнь» Николай Николаев
«ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА!!!!!МОЯ ЛЮБИМАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА!!!!!Я ЕЁ ОБОЖАЮ ПРОСТО!!!ОНА МЕНЯ НЕ ПРЕДМЕТАМ УЧИЛА… А ЖИЗНИ!!!
И СПАСИБО ЕЙ ОГРОМНОЕ!!!!» Елена Крупеникова
«ЭТО САМАЯ ЛУЧШАЯ ШКОЛА,САМЫЕ ЛУЧШИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ,.САМЫЕ ХОРОШИЕ ВОСПОМИНАНИЯ О НЕЙ!!!! ЭТО ШКОЛА ЖИЗНИ!!! Я ВСЕГДА БУДУ БЛАГОДАРНА УЧИТЕЛЯМ!!!» Наталья Клишина