Августовская конференция 2011

24-26 августа 2011 года прошел августовский открытый педагогический совет «Развитие муниципальной системы образования в условиях изменения законодательства».
24 августа состоялось заседание профильных методических объединений, на которых присутствовало более 300 педагогов муниципальных образовательных учреждений:
•методическое объединение учителей начальных классов (57 человек);
•методическое объединение учителей истории и обществознания (40 человек);
•методическое объединение учителей английского  языка (43 человека);
•методическое объединение учителей математики (58 человек);
•методическое объединение учителей естественнонаучного цикла (39 человек);
•методическое объединение учителей русского языка и литературы (43 человека);
•методическое объединение учителей физической культуры (45 человек);
•методическое объединение учителей немецкого языка  (15 человек).
Участники педагогического совета обсудили направления законодательного обеспечения муниципальной системы образования, результативность освоения программ и повышение качества образования по предметам, реализацию федеральных государственных стандартов начального общего образования,  провели анализ кадрового потенциала образовательных учреждений.
Педагоги — победители конкурса лучших учителей и преподавателей государственных и муниципальных образовательных учреждений Вологодской области, победители муниципальных конкурсов профессионального мастерства представили опыт своей деятельности через активные формы работы.
25 августа  2011 года в 10.00 час. в актовом зале ГОУ СПО «Вологодский областной музыкальный колледж» на открытом пленарном заседании педагогическую общественность города приветствовал Евгений Борисович Шулепов, который отметил активное участие образовательных учреждений в социальных проектах города. Так же в открытии Педагогического совета принял участие и Председатель городской Думы Игорь Васильевич Степанов, который в своем выступлении отметил, что за последнее время вологодские школы преобразились благодаря общим усилиям властей и педагогов.
С докладом выступил начальник Управления образования Николай Михайлович Колыгин.
В торжественной части пленарного заседания наградами Главы города Вологды были отмечены: Титова Э.Э., директор МОУ «Детский дом №5»; Катаева Л.М., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 26»; Соколова И.А., воспитатель МДОУ № 6; Бабарыкина Т.В., музыкальный руководитель МДОУ № 12. Знаком «За добросовестный труд во благо Вологды» награждена Пепшина С.А., учитель математики (директор 1984-2010гг.) МОУ «СОШ № 13». Почетный диплом Законодательного собрания Вологодской области вручен Митрофановой В.Н., директору МОУ ДОД ДТДиМ. Особым вниманием были отмечены руководители образовательных учреждений, ставших победителями ежегодного конкурса «Лучшее образовательное учреждение года»: МОУ «СОШ № 1», МОУ «СОШ № 5», МОУ «СОШ № 41», МОУ СКОШ № 1, МДОУ № 30, МДОУ № 12, МОУ ДОД ДТДиМ.

 

25 августа 2011 года  в городе Вологда в рамках городского открытого педагогического совета «Развитие муниципальной системы образования в условиях изменения законодательства» состоялась работа секции для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Особенности планирования образовательного процесса в условиях введения федеральных государственных требований».
Руководителями секции являлись Арсёнова Марина Алексеевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» и Шомникова Людмила Вячеславовна, методист МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы  города Вологды».
В работе секции приняли участие разные категории педагогических работников (заведующие ДОУ, заместители заведующего по воспитательной и методической работе, старшие воспитатели, социальные педагоги, музыкальные руководители, учителя-логопеды, воспитатели). Общее количество участников — 83 педагога.
На секции был представлен лучший опыт 10 педагогов из 8 дошкольных образовательных учреждений (№6, 15, 20, 26, 32, 51, 73, 89) по проблемам планирования образовательного процесса в условиях введения федеральных государственных требований.
Марина Алексеевна Арсёнова раскрыла наиболее важные положения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Помимо программ, которые реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, введён и обязательный нормативный документ. Дошкольным учреждениям требуется представить модель организации педагогического процесса.
Федеральные государственные требования определяют основные направления содержания, принципы организации образовательного процесса. Дошкольные образовательные учреждения самостоятельны в выборе содержания, но современное планирование должно отражать ФГТ.
В выступлениях методиста МОУ «ЦПК» и педагогов дошкольных учреждений: Скородумовой Антонины Михайловны, Коминой Надежды Никандровны, Смирновой Ирины Валентиновны, Паскиной Эльвиры Олеговны, Терениной Галины Борисовны,  Вересовой Екатерины Викторовны, Полищук Ольги Николаевны, Дугановой  Ольги Александровны, Козловой Ларисы Александровны, Поливиной Надежды Альбертовны, были раскрыты новые подходы к организации комплексно-тематического планирования, реализации принципа интеграции образовательного процесса, проблемы методического сопровождения внедрения структуры образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями, вопросы повышения квалификации педагогов в условиях изменения законодательства.
Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует модернизации не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма — одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. Достичь этого возможно лишь путем создания методической помощи, направленной на обеспечение практической деятельности педагогов по вопросу внедрения федеральных государственных требований и планирования образовательного процесса.
По окончании работы секции был принят ряд решений:
1.Актуализировать проблему планирования образовательного процесса в условиях введения федеральных государственных требований.
2.Одобрить опыт работы МДОУ №26, №32, №51, №73 по реализации планирования образовательного процесса в условиях введения федеральных государственных требований.
3.Способствовать распространению опыта работы МДОУ №26, №32, №51, №73 на муниципальном уровне через разные формы методической работы.
4.Организовать систему методического сопровождения по реконструкции образовательной системы ДОУ на этапе внедрения федеральных государственных требований.
Муниципальным дошкольным образовательным учреждениям:
1.Создать эффективную систему методической помощи по обеспечению практической деятельности воспитателей и специалистов по вопросу внедрения федеральных государственных требований.

26 августа 2011 года в рамках августовского открытого педагогического совета  прошел День профессионального развития педагогов на базе муниципальных образовательных учреждений города Вологды. Работа пяти проблемных полипредметных секций («Формирование универсальных учебных действий как основа системно-деятельностного подхода», «Проектно-исследовательская деятельность – ведущее направление новых стандартов», «Предпрофильная подготовка и профильное обучение – основное направление реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования», «Воспитательная работа и внеурочная деятельность в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов», «Особенности планирования образовательного процесса в условиях введения федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования») была направлена на обмен опытом, выработку методологических подходов и практических  рекомендаций, организации методической работы по формированию готовности педагогов к реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования.
В работе секций приняло участие более 780 педагогов из всех образовательных учреждений города.
На базе МОУ «Гимназия №2» состоялась секция «Формирование универсальных учебных действий как основа системно-деятельностного подхода», участниками которой стали 256 педагогов образовательных учреждений города.
С приветственным словом к участникам педсовета  обратилась директор МОУ «Гимназия №2» Степанова Наталья Юрьевна.
Живой интерес вызвал доклад кандидата педагогических наук, доцента, заведующей лабораторией развития начального общего образования БОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж» Кокаревой Зои Александровны. Вопрос формирования универсальных учебных действий стал актуальным не только для учителей начальных классов, но и педагогов старшей школы. Зоей Александровной были раскрыты методические подходы и даны практические рекомендации по формированию УУД, технологиям достижения метапредметных результатов в соответствии с требованиями новых ФГОС.
Наталья Владимировна Дудырева, педагог-психолог МОУ «Гимназия №2», осветила вопросы организации мониторинга сформированности УУД в данном образовательном учреждении. Представленный опыт, несомненно, полезен для педагогов и психологов.
Высокую оценку участников секции получил мастер-класс «Проектная деятельность на уроке как средство формирования универсальных учебных действий» Кузнецовой Ольги Владимировны, заместителя директора по УВР МОУ «Гимназия №2», победителя конкурса лучших учителей и преподавателей государственных и муниципальных образовательных учреждений Вологодской области, реализующих общеобразовательные программы (2008, 2011 год); победителя федерального конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями (2011 г.), в ходе которого учителя смогли увидеть практическую реализацию требований новых стандартов. Опыт Ольги Владимировны, безусловно, востребован в условиях обновления содержания образования.
Работа малых круглых столов была направлена на обмен опытом и выработку практических рекомендаций по формированию ключевых компетентностей обучающихся.
По итогам работы данной секции было принято следующее решение:
1. В педагогической деятельности реализовывать технологии развивающего обучения, способствующие формированию универсальных учебных действий.
2. Анализировать возможности учебно-методических комплектов и рационально использовать их рекомендации в образовательном процессе.
3. Осуществлять формирование УУД не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности.
4. Спланировать работу школьных методических объединений по преемственности реализации стандартов нового поколения начальной и основной школы.

На базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» прошла секция «Предпрофильная подготовка и профильное обучение – основное направление реализации ФГОС основного общего образования».
В работе секции приняло участие 93 педагога. Среди них учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики, физики, обществознания и технологии.
Актуальным и интересным был доклад «Предпрофильная подготовка и профильное обучение – основное направление реализации ФГОС основного общего образования» Бариновой Елены Абрамовны, заведующей отделом реализации и мониторинга федеральных государственных образовательных стандартов АОУ ДПО ВО «Вологодский институт развития образования». Обозначены проблемы и перспективы развития профильного образования в рамках реализации новых стандартов.
На малом пленарном заседании также выступили из опыта работы Фомина Е.Б., заместитель директора по УВР МОУ «Лицей №32», и Поникаровская Т.Н., педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33», Троценко О.А., заместитель директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39».
В рамках секции состоялись малые круглые столы. Наиболее интересным был мастер-класс Кринкиной Е.А., учителя истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41», победителя конкурса «Педагог года-2010». Все учителя, принявшие участие в работе мастер-класса, были осознанно замотивированы, практико — ориентированны.

Выездная секция «Воспитательная работа и внеурочная деятельность в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов» была организована 26 августа 2011 года на базе детского оздоровительного лагеря «Единство», что находится в 25 километрах от Вологды на берегу реки Комёлы.
Руководители секции — Тищенко Валентина Адольфовна, ведущий специалист   Управления образования Администрации города Вологды, и Фомина Лидия Паисовна, методист отдела управления и воспитания  МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы города Вологды».
Малое пленарное заседание открыла Елена Ювенальевна Ногтева, к.п.н., преподаватель кафедры педагогики БОУ ДПО ВО «Вологодский институт развития образования», раскрыв ряд вопросов по теме: «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и современная образовательная среда».
Какова высшая цель воспитания? Как формировать базовые национальные ценности? В чём сущность подходов к воспитанию? К каким воспитательным результатам надо стремиться? Каков должен быть уклад школьной жизни, чтобы школа стала «островом нравственности»?
Вопросы очень важные и очень непростые. Предстоит их решать всем педагогическим коллективам, потому что образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагога с учащимся, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.); содержательно оценивается по тому эффекту, которого позволяет достичь в личностном развитии (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном развитии (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.п.), интеллектуальном развитии.
В практической части работы секции педагоги вологодских школ, детского дома, учреждений дополнительного образования отвечали на поставленные вопросы. Форма ответов была разнообразна: мастер-классы провели Серова Татьяна Львовна (учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»), Жданухина Наталья Владимировна (учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением английского языка»), Мохова Ирина Николаевна (воспитатель МОУ «Специальный (коррекционный) детский дом №3»). Продуктивную игру по теме «Реализация модели внеурочной деятельности по направлению «Здоровье и спорт» воспитательной системы школ» организовала Юферицына Наталья Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4». Сергеева Елена Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ ДОД ДЮЦ «Лидер», и Андрианова Людмила Венедиктовна, педагог-психолог МОУ ДОД ДЮЦ «Лидер», пригласили участников секции на тренинг «Организация взаимодействия детей», а Лариса Валерьевна Лисовская, заведующая организационно-массовым отделом МОУ ДОД ДЮЦ «Единство»,  на конкурсно-игровую программу «Формирование здорового образа жизни в условиях детского лагеря».
Успешно прошла презентация опыта МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» по теме: «Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании». Опыт образовательного учреждения транслировала Бандяк Анастасия Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе. На «круглых столах» обсуждались «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников через взаимодействие семьи и школы» под руководством Ганичевой Ольги Сергеевны, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13, и «Развитие школьного ученического самоуправления» под руководством Бахметьева Анатолия Васильевича, руководителя молодёжного центра «Этажи» МОУ ДОД  «ДТДиМ».
На секции был дан старт городской программе «Я – вологжанин». Валентина Адольфовна Тищенко представила основные дела, намеченные в программе, которая стартует в юбилейный год – год 865-летия Вологды. Этот учебный год начнётся с урока, посвящённого юбилею Вологды. Лидия Паисовна Фомина представила методические рекомендации по проведению урока в День знаний 1 сентября 2011 года. 
Пусть это будет не урок в традиционном нашем понимании (урок как основная форма организации образовательного процесса), но как урок жизни, нравственный урок, как «нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего».
Работа секции завершилась. Надеемся, что каждый участник сделал свои выводы для будущей работы. По итогам работы секции принято решение:
— продолжить научно-методическое обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Организовать обучение заместителей директоров школ по ВР по теме «Программа 
духовно-нравственного воспитания и образовательная среда школы»;
— направить работу городских методических объединений классных руководителей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, воспитателей;
— организовать работу базовых площадок, ресурсных центров по проблемам реализации федеральных государственных образовательных стандартов. (МОУ ДОД ДЮЦ «Единство», МОУ ДОД ДЮЦ «Лидер», МОУ ДОД ДМЦ «Меридиан», МОУ ДОД «ДТДиМ», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением английского языка», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16», МОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»);
— активно транслировать опыт педагогов, участвующих в инновационной работе по проблемам воспитания, развития обучающихся;
— проложить реализацию ОГМ городской целевой программы «Одарённые дети», «Я —  вологжанин».