95 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза А.Ф. Клубова

Клубов Александр Фёдорович — заместитель командира истребительной авиационной эскадрильи (1943), помощник командира по воздушно-стрелковой службе 16-го гвардейского Сандомирского истребительного авиационного полка 9-й гвардейской Мариупольской ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского Львовского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии, гвардии капитан. 

Родился 18 января 1918 года в деревне Яруново ныне Новленского сельского поселения Вологодского района Вологодской области в крестьянской семье. Русский. В 1934 году окончил неполную среднюю школу и приехал в Ленинград (с 1991 — Санкт-Петербург), где поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) завода «Большевик». После окончания ФЗУ работал настройщиком станков. В 1937 году был принят в Ленинградский аэроклуб, программу которого освоил на «отлично». 

С января 1939 года — в Красной Армии. Окончил Чугуевскую военную школу пилотов в 1940 году с присвоением звания «лейтенант». Служил в ВВС Закавказского военного округа в составе 10-го истребительного авиаполка, в октябре 1941 года переведён в 84-й истребительный авиаполк.

В боях Великой Отечественной войны А.Ф. Клубов с 10 августа 1942 года. Воевал в составе 84-го истребительного авиационного полка 216-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Закавказского фронта. Оборонял небо Кубани и предгорьев Северного Кавказа. Первую воздушную победу одержан в бою 15 сентября 1942 года. Воевал на биплане И-153 «Чайка» и на И-16, выполнил 160 боевых вылетов, в 25 воздушных боях сбил лично 1 и в группе 1 вражеские самолёты. В это сложное время истребители части привлекались к штурмовкам наземных войск врага, не был исключением и старший лейтенант Клубов: он уничтожил на земле 16 самолётов противника (в группе), свыше 10 автомашин, много другой боевой техники. В воздушной схватке 2 ноября 1942 года под Моздоком его самолёт был подбит. До последнего пытаясь сохранить машину, А.Ф. Клубов боролся с пламенем, охватившим его «Чайку», получил ожоги лица и кистей рук, но, в конце концов, был вынужден воспользоваться парашютом.После непродолжительного лечения в госпитале вернулся в строй. 

С 25 февраля по 24 апреля 1943 года воевал в составе Северо-Кавказского фронта на истребителе И-15. В этот период выполнил 82 боевых вылета, в 26 воздушных боях сбил лично 2 самолёта. Член ВКП(б) с 1943 года.

В мае 1943 года лейтенант Клубов А.Ф. был переведён в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк. В составе 1-й эскадрильи этого полка он освоил новый для себя истребитель Р-39 «Аэрокобра» (поставлялся по ленд-лизу из США), выполняя учебные полёты под руководством легендарного А.И. Покрышкина. Именно Клубова А.Ф., как лучшего из вновь прибывших в полк 15-и лётчиков, прославленный советский ас взял с собой в боевой вылет. 

Заместитель командира эскадрильи гвардии старший лейтенант А.Ф. Клубов особо отличился в воздушной битве на Кубани и в боях над Таманским полуостровом и Керченским проливом. К августу 1943 года в составе этого полка он выполнил 15 боевых вылетов и в 5 боях сбил лично 1 самолёт врага. С 1 августа 1943 года в составе полка воевал на Южном фронте, участник освобождения Донбасса и битвы за Днепр. Уже к 4 сентября 1943 года выполнил 53 боевых вылета, в 14 воздушных боях сбил 9 самолётов врага. 

Всего же за первый год войны (с августа 1942 к сентябрю 1943 года) им было совершено 310 боевых вылетов, проведено 84 воздушных боя, он лично сбил 14 и в группе 19 самолетов противника. В воздушных боях в Запорожской области — в районе города Осипенко (ныне Бердянск) и в районе Большого Токмака (ныне город Токмак) Клубов сбил в течение одного вылета три «Юнкерса». В первом случае — три «Ju-87», а во втором — три «Ju-88». 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии старшему лейтенанту Клубову Александру Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1320).

С 4 сентября по 20 октября 1943 года Клубов выполнил 35 боевых вылетов, в 4 боях сбил 3 самолёта врага лично. С октября 1943 года полк воевал в составе 4-го Украинского фронта, выполняя задачи по прикрытию советских войск на сивашских плацдармах в Крыму и по блокированию воздушного сообщения врага между Крымом и Румынией. К февралю 1944 года выполнил там 63 боевых вылета, в 5 боях сбил 2 самолёта врага. 

После короткого отдыха с февраля по май 1944 года полк вновь вернулся на фронт, теперь уже на 2-й Украинский фронт, тогда же А.Ф. Клубов был назначен командиром 3-й эскадрильи полка. В этот период принимал участие в напряжённых воздушных сражениях над Молдавский ССР и восточными районами Румынии, часто именуемыми в западной исторической литературе как «сражение за Фокшанские ворота в Румынию». Эта битва, по своим масштабам мало уступающая легендарной воздушной битве над Кубанью, но незаслуженно забытая в СССР, была выиграна советскими лётчиками. В этих боях, с мая по июль 1944 года, на истребителе «Аэрокобра» комэск Клубов выполнил 30 боевых вылетов и в 12 воздушных боях сбил 9 немецких и румынских самолётов. 

С июля 1944 года — на 1-м Украинском фронте. Участник Львовско-Сандомирской наступательной операции и сражения за Сандомирский плацдарм, в 19 боевых вылетах и в 4 боях сбил лично 3 самолёта врага. 

Всего же к последнему дню своей славной жизни помощник командира 16-го гвардейского истребительного авиаполка по воздушно-стрелковой службе гвардии капитан А.Ф. Клубов совершил 457 боевых вылетов, в том числе: 224 — на прикрытие наземных войск, 146 — на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 35 — на штурмовки наземных войск врага, 19 — на «очистку воздуха» от авиации противника, 17 — на «свободную охоту», 16 — на разведку. Участвовал в 95-и воздушных боях, сбил лично 31 самолёт и 19 в группе (данные о групповых победах советского аса значительно разнятся в литературе. Так, по данным М.Ю. Быкова, А.Ф. Клубов сбил 30 самолётов врага лично и 1 в группе, а считающиеся 19 групповых побед являются на самом деле уничтоженными им на земле самолётами противника при штурмовках аэродромов. В наградных листах на А.Ф. Клубова, как подписанных при его жизни, так и в посмертном представлении на дважды Героя, эти 19 групповых побед никогда не упоминаются). 

Жизнь отважного лётчика трагически оборвалась 1 ноября 1944 года на польском аэродроме «Сталева-Воля». В этот день при выполнении тренировочного полёта на новом истребителе «Ла-7» после приземления самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и опрокинулся. Гвардии капитан Клубов А.Ф. получил тяжелейшие травмы и умер через полтора часа после катастрофы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года гвардии капитан Клубов Александр Фёдорович посмертно награждён второй медалью «Золотая Звезда».Был похоронен в городе Львове (Украинская ССР) на Холме Славы. 21 июня 2001 года прах дважды Героя Советского Союза А.Ф. Клубова перевезён в Россию и торжественно перезахоронен на Введенском мемориальном воинском кладбище города Вологды. Капитан (1944). Награждён орденом Ленина (13.04.1944), двумя орденами Красного Знамени (19.10.1942, 4.11.1943), орденами Александра Невского (2.02.1944), Отечественной войны 1-й степени (2.05.1943).

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза А.Ф. Клубова установлен в селе Новленское Вологодского района Вологодской области. Памятник Герою установлен в Вологде у здания машиностроительного завода. Его именем названа улица в Вологде. Его имя выбито на гранитной стеле в парке Мира в Вологде. В 2008 году в Вологде на здании спортивного комплекса «СпортАрт» торжественно открыта мемориальная доска в память прославленного земляка дважды Героя Советского Союза А.Ф. Клубова. Биография дополнена Антоном Бочаровым(посёлок Кольцово Новосибирской области).

Во всех образовательных учреждениях пройдут Уроки мужества , другие мероприятия посвященные А.Ф. Клубову.