Семинар для учителей истории и обществознания
14 декабря 2017 года в соответствии с планом работы МБУ ДО «Информационно-методический центр» на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» состоялся семинар «Технологии работы с информацией на уроках истории для формирования навыков смыслового чтения». Участниками семинара были 33 учителя истории и обществознания г. Вологды.
Ирина Александровна Курбеева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, обозначила проблему и представила анализ результатов сформированности навыков смыслового чтения в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41».
Выступление Натальи Николаевны Байковой, учителя истории и обществознания, проходило в кабинете истории, который создавался с момента открытия школы и в настоящий момент является настоящим музеем традиционной культуры. Наталья Николаевна говорила о возможностях школьного музея в изучении истории, о том, как заинтересовать школьников знать свои истоки. В кабинете своя аура, здесь все пропитано духом Истории. Утюг, привезенный унтер-офицером из Галиции, ценнейший валдайский колокольчик с надписью «Кого люблю – тому дарю» — любой экспонат здесь имеет свою историю. Использую этот материал, Наталья Николаевна учит школьников извлекать информацию и размышлять о прошлом.
В рамках семинара были даны открытые уроки. На уроке, который проводил Сергей Игоревич Корпусов, пятиклассники погрузились в историю Древней Индии. Они выясняли, в чем особенности индийской цивилизации, сравнивая географические и природные условия Египта и Индии, занятия и верования древних индусов. Пятиклассники сделали вывод о том, что вера древних индусов в переселение душ учила их справедливости. Урок был ярким, логичным.
Урок Жуковой Ольги Викторовны проходил в 9 классе по теме «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны». Использую карту, документы, школьники узнали о том, что такое «десять сталинских ударов», выяснили, какова роль советских войск на завершающем этапе войны. Урок показал, что девятиклассники умеют извлекать информацию из различных источников, владеют навыками смыслового чтения.
На уроке Кринкиной Елены Александровны «Россия при первых Романовых» семиклассники, используя текстовую информацию, размышляли о том, обладали ли первые Романовы качествами, необходимыми сильным правителям, выясняли, в чем слабые стороны правителей, затруднявшие исполнение царских обязанностей. Школьники находили аргументы «за» и «против», подкрепляли свою позицию фактами, делали выводы, внимательно читали текст и превращали текстовую информацию в схему государственного устройства России XVII века.
Учителя истории познакомились возможностями информационно – библиотечного центра школы. Никифорова Екатерина Ивановна, заместитель директора по информатизации, и Шипичева Евгения Николаевна, учитель истории и обществознания, представили мастер – класс «Сервис Google Classroom для организации смешанного обучения».
Как привить любовь к чтению, сформировать навыки смыслового чтения – эти вопросы поднимались в ходе семинара. На уроках учителя показали, как практически они решают эти задачи. Программа семинара была насыщенная, разнообразная. Методист МБУ ДО «Информационно-методический центр» Подоревская Галина Владимировна, учителя истории и обществознания, присутствовавшие на семинаре, выразили благодарность администрации и учителям истории МОУ «СОШ № 41» за качественную организацию и проведение семинара.